
Кажется, в музейной жизни столицы появился новый тренд. Это камерные выставки в крупных государственных музеях. В Третьяковской галерее открылись сразу две небольшие экспозиции. Одна посвящена триптиху Михаила Скотти, другая — художнику Льву Баксту и семье Третьяковых.
Эти работы Михаила Скотти – части триптиха, посвящённого событиям Смутного времени – в последний раз показывались вместе в XIX веке. Художник создал их в 1851 году для интерьеров дома одного из покровителей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Сегодня же у картин разные владельцы. Одна — «Архимандрит Дионисий Зобниновский вручает грамоту воину» хранится в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике, «Минин и Пожарский» — в Нижегородском художественном музее, а картина «Подвиг Ивана Сусанина» до недавнего времени находилась в частной коллекции. Теперь она находится в собрании Третьяковской галереи. Это приобретение и послужило толчком к тому, чтобы собрать части триптиха вместе. Хотя бы на время. Кстати, полотно «Минин и Пожарский» многим хорошо знакомо.
«Я приехала из Нижнего Новгорода, и там на центральной площади прямо напротив Нижегородского кремля висит огромный плакат, воспроизводящий эту картину, в Москве напротив Кремля тоже висит этот плакат. И кто не знает, думает, что это огромное полотно», — рассказывает куратор выставки Людмила Маркина.
На другой выставке «Лев Бакст и семья Третьяковых» представлена всего одна картина. Это портрет Любови Гриценко, дочери основателя галереи и супруги Льва Бакста. Он написан в 1903 году на Лазурном берегу. Именно там их любовный роман получил бурное развитие. Рядом с полотном – фотография самого Бакста за работой над этим портретом. Автор снимка – его будущая супруга, ради брака с которой он даже перешёл из иудаизма в христианство. Правда, через шесть лет Бакст вернулся к иудаизму, как раз тогда, когда брак с Гриценко подошёл к логическому концу.
«Отношения были непростыми, поскольку после рождения сына, вскоре — через три года — они расстались и, хоть и встречались, но вместе с ними не жили. Бакст постоянно был в разъездах, а у Любови Павловны были проблемы со здоровьем, и, тем не менее, трогательные отношения продолжались», — говорит куратор выставки Елена Теркель.
После расставания бывшие супруги продолжали писать друг другу письма, обмениваться фотографиями, открытками и рисунками детей. Некоторые из них представлены на выставке. На расстоянии отношения Бакста и дочери Третьякова складывались куда теплее и гармоничнее. Они дружили до конца жизни художника. Кстати, Любовь Павловна даже устроила выставку Бакста в Париже — уже после его смерти.
Последние обсуждения