В Москве в Концертном зале имени П.И. Чайковского состоялся заключительный концерт XI Транссибирского Арт-Фестиваля. Бессменный худрук фестиваля скрипач Вадим Репин выступил с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Светланова, триумфально завершив концертный марафон. Впереди — самарские гастроли фестиваля в ноябре, а пока подводим итоги прошедшего Транссиба.Основная часть фестиваля прошла с 20 марта по 8 апреля в Новосибирске, Красноярске и городах Новосибирской области и Красноярского края. Открытие и ключевые события по традиции состоялись на родине основателя и художественного руководителя фестиваля Вадима Репина — в Новосибирске.
В афише XI фестиваля — камерные и симфонические концерты, балетные и театральные постановки, образовательные мастер-классы; впервые на Транссибе выступил певец Ильдар Абдразаков, дирижеры Жюльен Салемкур (Германия) и Клеман Нонсье (Франция); состоялась программа «Светлана Захарова. Фестиваль Гала» с участием примы-балерины Большого театра и мультижанровый спектакль «Нунча» в постановке Аллы Сигаловой; Красноярск и Новосибирск посетили Большой симфонический оркестр им. Чайковского и Страдивари-ансамбль Мариинского театра, а в столице региона выступал Уральский симфонический оркестр.
Знаковая для фестиваля традиция — ежегодно представлять публике мировую премьеру нового сочинения. В этом году мировой скрипичный репертуар пополнился новым концертом для скрипки с оркестром (авторства российского композитора Кузьмы Бодрова), который Вадим Репин впервые исполнил вместе с Новосибирским академическим симфоническим оркестром под управлением Димитриса Ботиниса.
«Это было счастье, что на премьере мы играли с Ботинисом, — рассказывает Вадим Репин. — Он так тщательно выучил концерт и придумал свою концепцию, что, когда мы репетировали в зале и с нами был композитор, каждый уже имел свое видение, и все прошло замечательно. Концерт получился прекрасный, огромная радость его исполнять!»
Работая над произведением, Кузьма Бодров обратился к старинной композиторской практике музыкальной монограммы, корни которой уходят в эпоху Барокко и Ренессанса: латинские буквы в имени человека зашифровываются в названиях нот. Основным лейтмотивом концерта стала монограмма имени Вадима Репина, которому посвящен концерт: ноты ля-ре-ми (vADiM REpin).
«Данная монограмма стала основной тематической единицей, от которой я оттолкнулся в процессе сочинения музыки, — комментирует композитор. — Иногда она звучит завуалированно и таинственно, иногда настойчиво, трагически, неумолимо, ностальгически и, наконец, как гимн жизни, света, добра, надежды и любви. Каждый человек познает в жизни радость и горе, любовь и счастье, расставание с близкими… Иными словами, все грани нашего главного дара, которым мы все обладаем, — бытия! Что-то подобное происходит и с главным музыкальным героем концерта, который рождается, открывает и познает жизнь во всех ее прекрасных и одновременно печальных гранях. Именно эта концепция отражена в развитии основного музыкального тезиса концерта — монограммы «ля-ре-ми».
Заключительные концерты Транссиба прошли традиционно в Москве в Концертном зале П.И. Чайковского. 9 апреля Вадим Репин и Николай Луганский исполнили скрипичные сонаты Грига, Дебюсси и Франка, а 13 апреля слушателям представили эмоциональную и красочную симфоническую программу русской музыки.
Концерт открыла увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского — за пультом Госоркестра им. Светланова стоял Иван Никифорчин, заменивший буквально за день до концерта заболевшего ковидом дирижера из Венесуэлы Мануэля Лопеса Гомеса. Красочная симфоническая партитура оттенила уникальный звук Госоркестра с его богатым медовым тембром струнных, раскатистостью ударных и точностью группы медных духовых инструментов, которые, к слову, не отличились чистотой интонации во второй части Пятой симфонии Чайковского (знаменитое соло валторн), прозвучавшей во втором отделении концерта, что, впрочем, не смогло омрачить симфонический триумф оркестра.
Второй концерт Прокофьева Репин исполнил с большим внутренним оптимизмом, огненным темпераментом, безукоризненным мастерством и впечатляющим блеском, получив в награду эмоциональные овации зала. Отдельно хочется отметить самозабвенное и темпераментное дирижирование Никифорчина, который был чрезвычайно органичен, до последней ноты оставаясь в чутком контакте с музыкантами оркестра и солистом. Академическая дирижерская школа вместе с эмоциональной, естественной и убедительной экспрессией жестов буквально говорила слушателям: Никифорчин — чувствующий дирижер, а музыка Чайковского — его родная стихия. Упоительное исполнение Пятой симфонии Чайковского произвело фурор, заполнив зал шквалом аплодисментов, напоминавших оглушающий летний ливень. На бис оркестр исполнил Вальс из балета «Спящая красавица».
Последние обсуждения