Театры России подают сигнал бедствия

Театры России подают сигнал бедствия

Союз театральных деятелей РФ провел онлайн-конференцию «Театр и новая реальность. Предлагаемые обстоятельства», посвященную тревожным перспективам театров, которые находятся в состоянии затянувшегося антракта. Вел конференцию председатель СТД Александр Калягин, министерство культуры представляла Оксана Косарева, глава департамента государственной поддержки искусства. В виртуальном собрании приняли участие руководители театров Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Ульяновска, Грозного, Рязани, Воронежа, Нижнего Тагила и других городов страны.

Вопросы, которые было предложено обсудить, касались ситуации с заработной платой работников театра, урезания фондов оплаты труда и вероятного сокращения штатов, помощи, которую оказывают бедствующим театрам федеральные и местные власти, прогнозов относительно жизни театров после пандемии.

Совещание началось с показа участникам исторической фотографии: балерины Кировского театра, в годы войны эвакуированного в город Молотов (теперь Пермь), пусть в полевых условиях, но — продолжают необходимые профессии репетиции. «Это была попытка даже в катастрофически сложное военное время сохранить наше театральное искусство, — прокомментировал фото заместитель председателя СТД Геннадий Смирнов. — Сейчас тоже есть невидимый враг, который разрушил нашу жизнь, и нам нужно восстановиться, когда враг отступит!».

Тревожные сообщения в чате шли со всех концов страны. В частности, фонд зарплаты вологодского театра сокращен на 10 процентов, другие фонды — на 30 процентов. В других регионах оперативные меры помогли стабилизировать ситуацию — например, как рассказал директор петербургского театра «Балтийский дом» Сергей Шуб, местный комитет по культуре сразу объявил, что объем финансирования будет сохранен, хотя «одно дело приказ — другое дело практика», и культурной сфере города грозило урезание финансирования на почти миллиард рублей. «Но помогла консолидированная позиция и директоров театров, и комитета по культуре, и СТД — в частности, сыграло огромную роль известное обращение Александра Калягина. И пока объем финансирования сохраняется».

Художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман подчеркнул разницу положений театров драматических и музыкальных. «Для артистов балета ежедневный тренинг — это профессия, без постоянных занятий им жить невозможно, потеря тренинга — это потеря профессии. То же самое в опере: артисты должны каждый день заниматься с концертмейстером. По сравнению с войной у нас ситуация даже более страшная: сегодня и эвакуироваться некуда!». Как сказал Дмитрий Бертман, связь со зрителями в эти трудные дни театры стараются поддерживать онлайн-трансляциями записей своих спектаклей. Но и здесь есть важная проблема. Скажем, «Геликон» предоставил возможность телеканалу «Культура» записать и показать в эфир ряд своих спектаклей — и теперь театр смог показать онлайн эти качественные, профессионально сделанные, полноценные видеоверсии, которые всегда только помогали посещаемости живых спектаклей. Но сегодня многие театры выкладывают в интернете практически служебные рабочие записи, неряшливые, где пропали все мизансцены и очень скверный звук, — такие записи наносят театру ущерб, «происходит развенчание любви». С финансированием трудно и в «Геликоне»: с одной стороны, «мэрия нас реально спасает, минкультуры повернулось к нам лицом», с другой — театр продавал билеты на год вперед, и теперь многие зрители их сдают, а денег, чтобы им вернуть, нет — они давно ушли на подготовку новых спектаклей, на зарплату артистам и персоналу. И мы — в панике».

В войну страна сохранила театры. Сейчас нас атакует невидимый враг — и нужно восстановить разрушенное
Геннадий Смирнов отметил, что сейчас уже разрешено киносъемочным группам продолжать работу — уже разрабатываются санитарные нормы, которые позволят продолжить репетиции и в театрах.

А вот в Воронеже к репетициям уже приступили, — сообщил худрук Платоновского фестиваля Михаил Бычков. — Пока небольшими группами, по 3-4 артиста. Камерный театр после июньского отпуска уже 10 июля начнет подготовку нового сезона, который надеется открыть в сентябре. Директор рязанского Театра кукол Константин Кириллов тоже подтвердил, что все зарплаты сохранены, никто не уволен, в некоторых театрах работают постановочные цехи, с июня театр надеется возобновить репетиции, хотя есть тревоги относительно того, как после открытия сезона школы отнесутся к массовому посещению детских театров.

Но если государственные театры все же имеют некую гарантированную финансовую поддержку, то совсем плохи дела с театрами частными — они в настоящей беде. Как рассказал создатель екатеринбургского «Коляда-театра» драматург Николай Коляда: «У нас вообще денег нет — понимаете?! Я каждый вечер выступаю в фейсбуке, «христорадничаю»: люди, если вы меня любите, пришлите немного денег! Как теперь говорят, «стримить и донатить». Присылают — от 5 рублей до 50 тысяч. В театре 65 человек, из них 38 актеров, никто не уволен, но вот так и живем — только благодаря помощи зрителей. Власти обещают помочь осенью — но как до осени дожить? У меня денег хватит только до июня. Мы частный театр, но мы точно так же прославляем и город Екатеринбург и всю Россию, с успехом выступали во многих странах мира — а государство нам говорит: «Аля — улю, что хочешь, то и делай»… И необходимо разрешить репетиции — так, взаперти, артисты же инвалидами станут! А еще есть в Екатеринбурге отпочковавшийся от нашего театра Центр современной драматургии, он совсем погибает без поддержки, а я и помочь ему не могу. Ведь даже подхалтурить, чтобы поддержать семью, сегодня невозможно: все закрыто».

В заключение конференции Александр Калягин пообещал: «Проблемы понятны, будем думать. Условия нелегкие, требуют от всех нас и мужества, и здоровья, чтобы выгрести. Но люди театра никогда не отчаиваются». Как сообщила Оксана Косарева, в предстоящие выходные состоится выступление на канале «Россия 1» министра культуры Ольги Любимовой, которая сообщит о предпринимаемых мерах по поддержке театрального искусства в стране.

20 мая — онлайн-дискуссия «Искусство онлайн: вынужденная мера или новая реальность культуры?»
20 мая в 16:00 на сайте «Российской газеты» состоялась трансляция онлайн-дискусии на тему «Искусство онлайн: вынужденная мера или новая реальность культуры?»

Пандемия бросила серьезный вызов культурной индустрии по всему миру. Всеобщая самоизоляция кардинально изменила культурное потребление, и масштабная цифровизация культурной сферы в России, о которой много говорилось в доизоляционные времена, наступила в одночасье.

Стремительная адаптация культурных продуктов к новым цифровым реалиям, новые способы взаимодействия с аудиторией, массовое размещение контента в свободном доступе…

На эти и многие другие вопросы ответили участники дискуссии.

Модератор: Михаил Швыдкой — специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству, художественный руководитель Московского театра мюзикла.

Участники паблик-тока:

— Ольга Любимова — Министр культуры РФ

— Зельфира Трегулова — Директор Государственной Третьяковской галереи

— Марина Лошак — Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина

— Татьяна Завьялова -Старший вице-президент Сбербанка

— Евгений Миронов -Художественный руководитель Театра Наций

— Андрей Могучий — Художественный руководитель БДТ им. Г.А. Товстоногова

— Яна Бардинцева — Генеральный директор мультимедийной платформы Okko

Возможные участники дискуссии:

— Денис Мацуев — российский пианист-виртуоз и общественный деятель

— Тимур Бекмамбетов — российский кинорежиссер, сценарист, продюсер

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>