Почему нельзя пропустить онлайн-фестиваль, посвященный Исааку Дунаевскому

Почему нельзя пропустить онлайн-фестиваль, посвященный Исааку Дунаевскому

В Сети проходит онлайн-фестиваль «Памяти Исаака Дунаевского», организованный Московской областной филармонией: 65 лет назад ушел из жизни классик отечественной киномузыки и оперетты. Его песни из фильмов «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна» распевала вся страна. С аншлагами шли оперетты «Вольный ветер», «Белая акация», «Дороги к счастью», «Женихи»… Его музыка звучит на этой неделе на YouTube-канале и в соцсетях на страницах Московской облфилармонии. Наш собеседник — знаменитый сын маэстро, композитор Максим Дунаевский.

Максим Дунаевский: Понятно, что фестиваль проходит в непростых условиях. Из-за новых правил рассадки музыкантов мы не смогли привлечь симфонический оркестр и решили исполнить мелодии отца небольшими ансамблями — на гуслях, балалайках, в классической и джазовой манере. В фестивале участвуют Дмитрий Харатьян, джазовые музыканты Андрей и Михаил Ивановы, певица Алина Яровая, солистка оркестра «Гусляры России» Ольга Алексеева, балалаечник-виртуоз Денис Забавский. Такой фестиваль можно смотреть и слушать в телефонах и на всевозможных гаджетах.

Музыкантов уже не пугают онлайн-форматы?

Максим Дунаевский: Мы освоили особенности работы со звуком, чтобы концерты звучали на уровне.Конечно, живые концерты заменить нельзя: в искусстве главное — общение артистов с публикой, обмен энергиями. Но люди привыкли к онлайн-трансляциям, охотно их смотрят — почему бы это не использовать?

Ваш отец обладал талантом мелодиста. Дмитрий Шостакович называл его увертюру к фильму «Дети капитана Гранта» выдающимся явлением симфонической музыки. Что связывало двух композиторов?

Максим Дунаевский: Оба они — последователи традиции русской симфонической музыки. К тому же они дружили. Наши дачи были по соседству в Доме творчества композиторов в Рузе. Мы много общались, часто ходили друг к другу в гости. И Шостакович, и Исаак Дунаевский очень ценили друг друга. Дмитрий Дмитриевич считал отца композитором мирового уровня. К сожалению, мир не знал его так хорошо, как Шостаковича, — возможно, в этом виноват «железный занавес».

Исаак Дунаевский много работал в кино. Вы блестяще продолжили дело — шутка ли, написать мелодии к семи десяткам фильмов! Востребованы ли сегодня в кино композиторы?

Максим Дунаевский: Очень востребованы, но уровень профессионализма сведен к минимуму. Сегодня ни я, ни Алексей Рыбников, ни Александр Журбин, ни многие другие из нашей могучей, можно сказать, последней «кучки» не особо нужны. Востребован так называемый саундтрек, а такую музыку может написать любой. И это, к сожалению, общемировая тенденция. Лишь в Голливуде музыка в кино еще играет важную роль, а в менее дорогих кинопроизводствах, европейском и нашем, роль мелодии сведена к минимуму. Это сильно обедняет кино.

И все-таки вас приглашают писать музыку для кино?

Максим Дунаевский: Иногда зовут, но сценарии настолько неинтересны и невыразительны, что я чаще всего отказываюсь. Мне это не интересно.

Тогда, может быть, музыку спасут театры, мюзиклы?

Максим Дунаевский: В музыкальном театре все активно развивается и, к счастью, очень востребованы хорошая музыка и настоящие авторы. Я сейчас работаю над двумя мюзиклами. Для Московской оперетты — комедия «Сервиз ее императорского величества», а для Театра Российской армии — драматический мюзикл «Святая Анна».

Чему вас учил отец?

Максим Дунаевский: К сожалению, он не был моим наставником — просто не успел. Но ему очень нравилось, что я в раннем детстве проявил склонность к сочинению музыки. Он это всячески демонстрировал друзьям и знакомым и много шутил по этому поводу. Моими настоящими наставниками стали Андрей Эшпай, Дмитрий Кабалевский, Тихон Хренников, Альфред Шнитке. Считаю огромным везением, что мог непосредственно с ними общаться, учиться, впитывать самое лучшее. Мне кажется, после такого даже бездарный человек не смог бы не начать писать музыку. А сегодня я слушаю музыку достаточно одаренных и талантливых людей, молодых и не очень, и с ужасом обнаруживаю, что им не хватает настоящего образования и общения с великими людьми. Они какие-то мелкие, и творчество их мелкое.

Чего, на ваш взгляд, не хватает их музыке?

Максим Дунаевский: Музыкальной яркости, солнечности. Есть, конечно, музыка с очень трагическими интонациями, как у того же Дмитрия Шостаковича, но в принципе, вся лучшая музыка мира всегда красива, ярка и солнечна. Даже если она грустная, драматическая, даже трагическая — в ней всегда много света.

Как Московская областная филармония пережила эти месяцы вынужденной самоизоляции? Когда планируете открыться и сыграть живой концерт?

Максим Дунаевский: Сначала была небольшая растерянность, а потом мы продолжили работать онлайн. Уже в августе планируем открыться и дать первые концерты на открытом воздухе. В сентябре даже проведем большой фестиваль. Обычно мы проводили его в конце июня, но в этом году традиционный фестиваль «Лето. Музыка. Музей» перенесли на сентябрь. Надеемся, условия позволят провести его во всем блеске.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>