Альберт, Каллима и повседневная жизнь Афганистана

Альберт, Каллима и повседневная жизнь Афганистана

Выставки Юрия Альберта и Алексея Каллимы, французская графика XVII века и повседневная жизнь Афганистана: «Газета.Ru» рассказывает о пяти главных выставках, открывшихся на этой неделе.

Весьма скромная выставка Юрия Альберта дополняет тему, заданную его прошлогодней ретроспективой-обманкой «Что этим хотел сказать художник?», которая получила премию «Инновация» как лучшее произведение визуального искусства. В тот раз Альберт вместе с куратором Екатериной Деготь подменили работы художника в меру остроумными комментариями критиков и искусствоведов. Вернулись на место они лишь к закрытию выставки.

Нынешняя выставка стала последней частью триптиха задуманного хулиганской группой «Купидон», которую в 2008 году создали московские концептуалисты Юрий Альберт, Андрей Филиппов и Виктор Скерсис. Первый эпизод «Show and tell. Художник и его модель. Омут», соединивший работы Филиппова и Скерсиса, фонд показывал осенью 2009 года. Вторая часть – «Метаморфей» прошла в 2011 году и была выборкой анимированных сновидений Альберта, который весь вернисаж мирно проспал под картиной Скерсиса.

«Мне так много надо сказать вам своим искусством», по сути, еще одна словесная гора, выросшая на том месте, где должно было оказаться произведение. Здесь Альберт вновь презентовал тяжеловесные концептуалистские произведения-парадоксы: инсталляцию, представляющую собой распечатанную и наклеенную на стену ленту фейсбука, и огромные пустые полотна, на которых каждому желающему предлагается поставить дату и роспись. Художник таким образом шифруется под рядового интернет-пользователя, у которого впечатления от прогулки с собакой чередуются с отзывом на выставку Камиля Писсарро, а зритель становится частью необъятного коллективного автора, создающего картину здесь и сейчас вместо зависшего в соцсетях творца.

Вслед за Пушкинским музеем, недавно выставлявшим французский рисунок из собрания венской Альбертины, фонд IN ARTIBUS показывает семьдесят офортов Жака Калло, а заодно – графику Рембрандта, Пиранези и тексты Гофмана, посвятившего Калло эссе. Легкомысленный жанр «каприччио», вынесенный в подзаголовок, отсылает к музыкальным причудам Нового времени и, очевидно, намекает на неакадемическое прочтение выставленной графики.

Калло, любимец Людовика XIII и герцога Лотарингского Генриха II, превратил графику в самобытное искусство. Его работы в восторженных тонах описывали Гофман, Бальзак и Флобер. На выставке можно будет увидеть его иллюстрации к комедии дель арте «Танец бескостных», восемнадцать листов из серии «Большие бедствия войны», посвященной Тридцатилетней войне, и религиозные сюжеты из циклов «Большие страсти» и «Малые страсти». Дополнением к экспозиции станут работы художников, которыми мог вдохновляться французский график, и тех, на кого повлиял он сам.

Алексей Каллима, отпочковавшись от социофобского общества «Радек», взращенного Анатолием Осмоловским, писал граффити в стилистике махрового соцреализма и исследовал возможности традиционной живописи. Родившийся в Грозном художник пытался отрефлексировать чеченские войны, рисуя пародийно-героические комиксы, писал футбольных фанатов и унылые московские пейзажи. На этот раз Каллима выстроил в галерее «Риджина» своего рода зрительный зал и заполнил его шестьюдесятью улыбчивыми портретами друзей-художников (здесь есть группа «ЕлиКуки», Валерий Чтак и Владимир Дубосарский), которые радостно глазеют на стоящего в луче прожектора зрителя.

Надо сказать, что ему не впервой переворачивать с ног на голову взаимоотношения в паре «зритель и автор». Например, в 2009 года на Венецианской биеннале художник представил тотальную инсталляцию «Теорема Дождя» – написанный флуоресцентными красками гудящий стадион, в центре которого и оказывался потерянный зритель. Единственное принципиальное отличие нынешней выставки – вместо сложного чувства, замешанного на агрессии и спортивном экстазе, его герои транслируют насмешливое равнодушие, от которого ни спрятаться, ни скрыться.

Оттолкнувшись от знаменитой замаринованной в формалине акулы Дэмиена Херста, современные китайские художники, которых показывают в фонде культуры «Екатерина», решили порассуждать о экологии. Проблеме сохранения мирового океана и популяции акул и посвящена выставка «Об акулах и человечестве». Ее подготовила китайская организация Parkview Arts Action, которая очаровалась идеей Йозефа Бойса об искусстве, преображающем мир, и начала привлекать внимание к экологическим проблемам художественными средствами. В отличие от довольно спекулятивных проектов «зеленых», существующих в пространстве арт-активизма, это настоящая выставка, на которой показывают двадцать художников из Китая и Монако. С июня 2014 года по март 2015 года в Монако ее посетило больше полумиллиона человек. Вскоре экспозиция продолжит свои гастроли и из Москвы отправится в Национальный музей Пекина.

Серийные убийцы и мигранты Латинской Америки, филиппинская беднота и «тюльпановая» революция в Киргизии: в рамках фестиваля «31 Days Fotofest» открылась выставка победителей конкурса FotoEvidence, который проводится с 2011 года и рассказывает о нарушении прав человека на языке фотографии. Его лозунг: «Документальная фотография способна не только изменить отношение людей к определенным событиям, но и в некоторых случаях изменить ход истории». Главную премию в 2014 году получил иранский фотограф Маджид Саеди, который снимал повседневную жизнь Афганистана.

Новости партнеров

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>