В этом году фестиваль, возглавляемый пианисткой Еленой Башкировой, прошел в двадцатый раз. Все эти годы Елене Башкировой, дочери знаменитого пианиста Дмитрия Башкирова и супруге выдающегося дирижера Даниэля Баренбойма, удавалось собирать здесь лучших инструменталистов и вокалистов. Этот год — не исключение. О том, что привлекает знаменитых музыкантов в неспокойный Иерусалим и о том, почему Даниэль Баренбойм так редко выступает на фестивале своей супруги, «РГ» поговорил с Еленой Башкировой.
Год назад вы говорили, что ощущаете в городе напряженность. Ощущение не исчезает?
Елена Башкирова: Она никуда не исчезнет, к сожалению. Недавно я прочла книгу историка Монтефиоре «Иерусалим. Биография» — огромный труд, который всем настоятельно советую прочесть. Он описал тысячи лет Иерусалима, где никогда не было мирной жизни, все друг друга ненавидели, всегда кто-то одерживал верх, приходил, убивал, выгонял… Крови в истории этого города — по горло. Страсти, которые накаляются здесь, ни с чем не сравнимы. Но ощущение, что в любой момент что-то может случиться, не покидает. Но я еду сюда с желанием делать фестиваль, на другие чувства у меня нет времени.
За двадцать лет здесь побывало очень много звезд: Ефим Бронфман, Даниэль Баренбойм, Андраш Шифф, Рене Папе, Эмануэль Пайю, в этом году вам удалось заполучить великую Марту Аргерих. У камерного фестиваля такой некамерный бюджет?
Елена Башкирова: Фестиваль — частный, мы не зависим от государственной помощи. Но бюджет скромный, и я благодарна нашим музыкантам, которые ни разу не спросили о деньгах. Музыканты, играющие у нас бесплатно, могли бы в это время где-нибудь хорошо заработать, но их притягивает сюда сам факт музицирования в этом городе, особая обстановка.
Символично и здание, в котором проходит фестиваль — импозантный дворец Христианской молодежной ассоциации YMCA с его 45-метровой башней.
Елена Башкирова: Да, это замечательный комплекс, архитектором которого является американский архитектор Артур Лумис Хармон, один из создателей Empire State Building в Нью-Йорке. Здесь могут чувствовать себя спокойно представители всех религий. Это одно из немногих мест, куда ходят все. Перед каждым нашим концертом на башне звучал карильон, созывающий всех.
Ваш супруг — маэстро Даниэль Баренбойм — часто участвует в фестивале?
Елена Башкирова: Он приезжал пару раз. Его трудно заполучить в это время: до начала сезона маэстро обычно отправляется в турне. Но я надеюсь, что он еще вернется сюда.
Марту Аргерих долго пришлось уговаривать?
Елена Башкирова: Представьте себе, она не была в этой стране ни разу с конца 1960-х, и ее визит стал сенсацией. Она трогает меня как музыкант и человек. Честно говоря, я немного побаивалась пригласить ее в Иерусалим, пользуясь нашими семейными связями. Но получилось так, что она сама заинтересовалась, давно зная о существовании этого фестиваля. Марта ведь многим интересуется, смотрит Youtube, слушает пианистов — продвинутый пользователь, словом. Когда она у меня стала расспрашивать подробности, я ответила: «Ты всегда там — желанный гость». Она выразила готовность, даже не заикнувшись о гонораре. В течение года мы определились с датами ее визита. Она была счастлива, что смогла там побывать. Ей очень хотелось выступить вместе со своей дочерью Анни Дютуа, актрисой. Я предложила выбрать какую-нибудь мелодраму — ей стала «Ленора» Листа.
Органный концерт на высоте 220 метров вошел в «Книгу рекордов Гиннесса»
Вы вскоре вернетесь в Берлин, где откроется после затянувшейся реконструкции историческое здание Штаатсопер Унтер ден Линден…
Елена Башкирова: Да, его откроют, но потом опять закроют на несколько недель. Дело в том, что там теперь потрясающая сценическая техника с уникальными возможностями, и чтобы ее освоить, необходимо время. Таков Берлин: там много лет не могут закончить строительство аэропорта — какая там опера! Никто не подозревал, как затянется ремонт.
Что прозвучит на открытии?
Елена Башкирова: Концерт на открытом воздухе на бульваре Унтер ден Линден. Он проходит каждый год, но обычно в июне. До 60 тысяч слушателей собирается. На официальном открытии 3 октября будет представлена премьера «Сцен из «Фауста”» Шумана в постановке Юргена Флимма.
Последние обсуждения