«Железные дороги России» как на ладони. Масштабная экспозиция к 180-летию со дня открытия первой стальной магистрали

«Железные дороги России» как на ладони. Масштабная экспозиция к 180-летию со дня открытия первой стальной магистрали

Лубочные картинки и старинные фотографии, живописные работы и не менее красочные расписания поездов… В Царской башне Казанского вокзала представлена выставка «Железные дороги России». Экспозиция приурочена к 180-летию со дня открытия первой стальной магистрали страны — Царскосельской. Подробности у Антона Николаева.

Первая железная дорога в России была открыта в 1837 году. Она соединила Петербург с Царским Селом. Поездка занимала 35 минут. Поначалу новый вид транспорта воспринимали как развлечение. Однако вскоре стало понятно, что без железных дорог у России нет будущего. Золотой век начинается со строительства ветки Петербург-Москва. В 1851 году император Николай Первый лично опробовал новый маршрут. Тогда же в Москве появились первые вокзалы.

Строили железные дороги в основном на частные деньги. Качество при этом не всегда было на высоте. В архиве Исторического музея сохранилась уникальная фотография – «Крушение императорского поезда 17 октября 1888 года». Причиной было признано плохое состояние пути. В страшной аварии погибло больше 20 человек. Царская семья спаслась чудом.

«Сам Александр III показал пример и мужества, и силы… Он не только спас свою семью, но и всех, кто находился в вагоне: и горничных, и солдат. Пока все не вышли, он держал на плечах крышу вагона», — говорит куратор выставки Наталья Чевтайкина.

Через 10 лет после этих событий в России по указу Александра III начали строить Транссибирскую магистраль. Это был один из самых грандиозных проектов. Железная дорога соединила Москву, Сибирь и дальний Восток. В советские годы стройкой века был объявлен БАМ. Тогда по всей трассе выпускались вот такие пропагандистские листовки с портретами «героев-бамовцев». Куратор выставки Наталья Чевтайкина в середине 80-х и сама ездила в экспедицию — собирать материал для архива Исторического музея.

«Они у нас тогда назывались историко-бытовыми экспедициями. И каждый год наши сотрудники выезжали на разные участки строительства БАМа. А БАМ, как и Транссиб, строился не от одного места до другого, а кусками. Мы с этим прожили. Все туда ездили — наши писатели, композиторы», — считает куратор выставки Наталья Чевтайкина.

Как известно, БАМ не оправдал возложенных на него надежд. А ведь когда-то эта стройка стала вызовом всей стране. Он был принят — с невероятным энтузиазмом, который и сегодня можно почувствовать, пересматривая архивные кадры.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>