Презентация программы Зальцбургского фестиваля 2020 года прошла в театре на Малой Бронной. Президент фестиваля Хельга Рабль-Штадлер и ее интендант Маркус Хинтерхойзер рассказали о том, какие события фестиваль представит в свой юбилейный год. Он продлится с 18 июля по 30 августа и покажет всего 225 музыкальных и драматических событий.
В следующем году одному из крупнейших в мире оперных фестивалей исполняется сто лет. Как известно, он был основан в 1920 году композитором Рихардом Штраусом, режиссером Максом Райнхардтом и поэтом Хуго фон Гофмансталем как реакция на ужасы Первой мировой войны.
«К сожалению, тема мира до сих пор остается для человечества актуальной, — отметила Хельга Рабль-Штадлер. — А искусство — это именно тот мост, который позволяет сплотить самые разные народы, примирить их друг с другом».
«Одна из основных тем юбилейного года — глубоко политическая, — рассказал Маркус Хинтерхойзер. — Мы представим историю о личном и коллективном в обществе, об индивидуальных стремлениях человека и о потребностях масс».
Этот мотив проходит красной нитью через все премьеры фестиваля. В первую очередь это моцартовский «Дон Жуан», история о человеческом цинизме и отсутствии любви, написанная накануне Великой французской революции: она будет представлена в постановке Ромео Кастеллуччи и Теодора Курентзиса и его оркестра и хора musicAeterna.
Другой премьерой станет «Электра» Рихарда Штрауса — душераздирающая история женщины, переживающей жестокое убийство отца — в прочтении режиссера Кшиштофа Варликовски и дирижера Франца Вельзера-Мёста: в главной роли — литовское сопрано Асмик Григорян, блиставшая в Зальцбурге в «Саломее». Русская тема на фестивале представлена «Борисом Годуновым» Мусоргского в оркестровке Шостаковича: масштабное полотно российской истории будет воплощено на сцене режиссером Кристофом Лоем и дирижером Мариссом Янсонсом, а титульную партию споет Ильдар Абдразаков. В афише также заявлена необычная партитура второй половины XX века — сценическое произведение итальянского композитора Луиджи Ноно «Нетерпимость 1960» («Intolleranza 1960»), призванное напомнить о сложной эпохе «бунтующих 60-х»: режиссером-постановщиком выступит Ян Лауэрс, а дирижером — Инго Метцмахер.
В программу включены также пуччиниевская «Тоска» в постановке Михаэля Штурмингера с Анной Нетребко в главной партии и сценическое воплощение моцартовской версии оратории Генделя «Мессия» (режиссер-постановщик — Роберт Уилсон, дирижер — Марк Минковски). Ноту светлого оптимизма в юбилейную афишу фестиваля внесет еще одна моцартовская опера — «Волшебная флейта» — в версии Лидии Стейер под управлением Джоаны Мальвиц, а также гостевой спектакль из афиши Троицкого фестиваля — «Дон Паскуале» Доницетти с Чечилией Бартоли и Хавьером Камарена (постановка Моше Лейзера и Патриса Корье, дирижер — Джанлука Капуано).
Частью афиши остается концертно-оперный формат, в котором прозвучат «Сицилийская вечерня» Верди и моноопера Мортона Фельдмана «Neither». А помимо оперного жанра, в программе представлен обширный симфонический и камерный репертуар, в котором, к примеру, полный цикл фортепианных сонат Бетховена к 200-летию композитора в исполнении пианиста Игоря Левита. С симфоническими программами выступят такие дирижеры, как Риккардо Мути, Кристиан Тилеманн, Густаво Дудамель и многие другие.
Последние обсуждения