Юрий Соломин о премьерном спектакле в Малом театре: Есть вечные темы, которые касаются каждой семьи

Юрий Соломин о премьерном спектакле в Малом театре: Есть вечные темы, которые касаются каждой семьи

Художественному руководителю Малого театра Юрию Соломину за особые заслуги перед государством и народом указом президента России Владимира Путина присвоено звание Героя Труда. Народный артист СССР, снявшийся более чем в пятидесяти фильмах и ставший лицом своего поколения, в родном Малом театре сыграл более полусотни ролей русского и западного репертуара и поставил десятки спектаклей. А в 1988 году он стал первым избранным художественным руководителем Малого театра — за всю его долгую историю.

«Российской газете» Юрий Соломин рассказал о своем премьерном спектакле «Последний срок» по повести Валентина Распутина, недавно возвращенном на сцену Малого театра.

Юрий Соломин: Валентин Григорьевич Распутин был на премьере еще нашего дипломного спектакля «Последний срок», который мы возобновили по желанию ребят в годовщину памяти Ольги Николаевны Соломиной (жены Ю.М. Соломина. — Прим. ред.), преподававшей на их курсе и вместе со мной выпускавшей спектакль. И — одобрил его.

Валентин Распутин не очень-то любил театр за его условность, а тут вдруг такое признание, да еще начинающим артистам…

Юрий Соломин: Да, это было незабываемо. Валентин Григорьевич вышел на сцену, всех участников спектакля расцеловал, сфотографировался с ними. Надо сказать, прошедшее время ничуть не повлияло на увлеченность этой работой теперь уже наших артистов.

Например, когда я решил заменить в роли двенадцатилетней дочери Михаила Нинки повзрослевшую актрису Дарью Мингазетдинову, то она взмолилась и упросила меня ее оставить. Придумала для своей героини пораненную ногу, обмотанную тряпками, отчего стала прихрамывать, и бабушке не оставалось ничего другого, как жалеть непутевую внучку…

Ваш спектакль производит сильное впечатление. А сколько было постановок по этому произведению — и сильных, и слабых. Ожидать чего-то нового не представлялось возможным…

Юрий Соломин: По поводу нового… Насколько я знаю, «Последний срок» в нынешнем сезоне поставили в горьковском МХАТе. Я собирался посмотреть этот спектакль, но увидел пленку с его записью, решенного в жанре комедии… Как могло прийти в голову режиссера такое решение, если речь идет о последнем свидании матери со взрослыми детьми, ставшими неожиданно чужими?

Мы ни с кем не собираемся соревноваться. У нас свое видение драмы, и комикование здесь ни к чему. Хотя у нас приходящая к умирающей Анне соседка Мирониха тоже смешная старуха, но в ее биографии читается судьба брошенной детьми старой матери, которую жалко до слез…

Помните, у нас министром культуры был Александр Авдеев. Однажды он попросился к нам на «Последний срок» в училище, при условии, чтобы в зале никого из чужих не было. И представьте, он плакал.

Я также видел, как во время трансляции нашего спектакля плачут зрители, и это были слезы очистительного катарсиса.

Именно в создании трагической атмосферы прощания умирающей Анны, не так-то много видевшей радости, но не обозлившейся на людей и несущей им свет, заключалась главная заслуга Ольги Николаевны (Соломиной. — Прим. ред.), любившей своих студентов, как собственных детей.

И вот через год, когда ее не стало, они попросили меня возобновить спектакль. Причем вначале репетировали сами, потому что я на две недели выпал из рабочего графика.

Пришлось лечь на профилактику в больницу.

Тем не менее зрители надеются — если не в кино, то на сцене увидеть вас.

Юрий Соломин: Тут ко мне недавно приходили с визитом постановщики телефильма «Московская сага». А потом стали проситься на мои спектакли. Но мне пришлось их разочаровать, поскольку сейчас я не выхожу на сцену. (Хотя меня можно увидеть в спектакле «Филумена Мартурано», записанном на пленку.) В виде исключения я попросил дирекцию оставить для себя Фамусова в «Горе от ума», но я не привык работать в полноги, а эта роль слишком много забирает сил и нужна колоссальная энергия. Вот я ее , эту энергию, постепенно и набираю…

Для большого произведения не существует срока давности, поскольку есть вечные темы, как в «Последнем сроке» Валентина Распутина
А если Фамусова играть в кресле-коляске, как Александр Калягин играет своего Хлестакова в «Ревизоре» театра Et Cetera?

Юрий Соломин: Нет, это не для меня, так как считаю главным в театре драматурга и всегда следую его замыслу. Когда режиссер стоит на такой же позиции, то я готов идти за ним в огонь и воду, и этому учу своих студентов. Наверное, вы согласитесь со мной, что для большого произведения не существует срока давности, поскольку есть вечные темы, как в «Последнем сроке», и касаются они каждого человека, каждой семьи.

Послесловие
С Ольгой Николаевной Юрий Мефодьевич Соломин прожил более 60 лет, отметив в 2017 году бриллиантовую свадьбу. До последних дней — мая 2019 года — она вела актерский курс в Щепкинском училище… Творчество Валентина Распутина всегда было близко супружеской чете Соломиных и Малому театру. Долгие годы писателя и театр связывала дружба. Распутин был желанным гостем на спектаклях Малого; по его инициативе театр несколько раз выезжал на гастроли в родной город Валентина Григорьевича Иркутск.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>