Юрий Башмет провел фестиваль в неофициальной столице просекко

Юрий Башмет провел фестиваль в неофициальной столице просекко

Международный музыкальный фестиваль «Дорогами просекко» родился по любви: много лет выступающий в Италии маэстро Юрий Башмет был очарован небольшим городком Конельяно близ Венеции, а сам городок — знаменитым альтом и его «Солистами Москвы».

В этом году фестиваль проходил в шестой раз, и афиши с московскими гостями смотрелись на старых улицах как родные. Камерная музыка в городе с историей легко становится частью культурного ландшафта, и в неофициальной столице просекко это очень заметно. Но и без актуальной темы не обошлось: предваряя концерты, устроители показали клип открытия Чемпионата мира по футболу, где маэстро удержал дирижерскую палочку одновременно с мячом, и итальянские меломаны устроили овацию.

Отцы города и производители нежного вина просекко прекрасно понимают, что искусство — это не про доход, а про имидж, так что мэрия доложила, что Юрий Башмет теперь почетный гражданин города Конельяно и первое удостоенное такой чести частное лицо.

Маэстро, впрочем, остался собой, сознавшись, что мастером футбола он стал благодаря цифровым эффектам, но его почтение к итальянскому искусству, понимание особых связей России с Италией и верность своему томному итальянскому альту — настоящие. Башмет мягко напомнил, что итальянцы не только ценят свое великое культурное прошлое, но и открыты новому, что и отразилось в программе VI Международного фестиваля «Дорогами просекко».

Афиша вобрала две мировые премьеры. На открытии «Солисты Москвы» облагородили Концерт для флейты с оркестром Ришара Гальяно вместе с итальянским флейтистом Массимо Мерчелли. Он звучал как Нино Рота для интеллектуалов. На open air в соседнем городке Витторио-Венето, известном своим конкурсом молодых скрипачей, оркестр вместе с играющим маэстро Башметом сошлись с лауреатами этого конкурса разных лет ради премьеры российского композитора Кузьмы Бодрова, написанной специально для фестиваля. Пять скрипок соло шли за фантазией автора на тему 24-го каприса Паганини, слишком затертого для исполнения «как было написано», но вполне свежего в духе постмодернизма с человеческим лицом.

Привычке представлять молодые таланты Юрий Башмет не изменил и сейчас, и с его легкой руки невероятно виртуозная домристка Екатерина Мочалова лихо сместила опусы Паганини и Баццини в сторону русского фолка, а совсем юная скрипачка из Барнаула Валерия Абрамова поразила взрослым подходом к делу и уверенностью Рондо-каприччиозо Сен-Санса. По традиции на одном из концертов вместе с российскими музыкантами пел местный любительский хор, чей профессионализм в сакральной музыке (месса Гайдна) просто безупречен.

В другой вечер Юрий Башмет впервые свел вместе два камерных оркестра — «Солистов Москвы» и «Солистов Венеции», и этот рискованный шаг доставил удовольствие не только меломанам, но и ценителям хорошей режиссуры. Надо было видеть, как артисты переворачивают друг другу страницы на пультах, косятся на соседние грифы и со всей гаммой чувств аплодируют друг другу смычками, провоцируя мысль, что люди одной профессии гораздо ближе друг другу, чем люди одного гражданства.

Кстати о гражданстве: VI фестиваль «Дорогами просекко» стал частью федеральной программы «Русские сезоны», знакомящей мир с самыми важными культурными событиями современной России. Тут Юрий Башмет отозвался сполна, кроме перечисленных современных опусов включив в программу редко исполняемую симфонию Георгия Свиридова и адажио «Ностальгия» для альта с оркестром Энри Лолашвили, ставших для итальянцев открытием. Хотя главные авторы на концертах в церкви, театре и монастыре остались прежними — Вивальди, Моцарт, Малер и наше все Петр Ильич. Его Серенада для струнного оркестра, взлетевшая под средневековые церковные своды, была прекрасна.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>