Выставку «Литература и фарфор» представил Государственный музей Пушкина

Выставку «Литература и фарфор» представил Государственный музей Пушкина

Изысканно-хрупкую экспозицию в честь Года литературы подготовил музей Пушкина на Пречистенке. Выставка «Литература и фарфор» – совместный проект одного из крупнейших литературных музеев страны и Императорского фарфорового завода. Искусство и традиции отечественных мастеров нашли воплощение в скульптурных сериях к «Мертвым душам» Гоголя, чеховским рассказам и поэзии Маяковского. Но всё-таки большинство авторов отдаёт предпочтение истокам современной русской словесности – в этом убедилась наш корреспондент.

На выставке представили более 200 произведений, демонстрирующих синтез двух искусств. Трёх девиц, что пряли поздно вечерком, Руслана и Людмилу, барышню-крестьянку воплотили в фарфоре художники разных поколений.

Самые ранние работы датированы 1830-ми. К примеру, скульптура персонажа из романа Жака-Анри Бернардена де Сен-Пьера «Поль и Виргиния». Она была создана на заводе Попова – одном из самых плодовитых в XIX веке. Частично расписана по бисквиту – то есть по непокрытому глазурью фарфору, – частично по глазури, что дает ощущение игры фактуры. Не менее тонкими и изысканными были и работы, созданные после революции советскими мастерами.

«Но краски уже были другими, и поход к декорированию был иным, – отмечает куратор выставки, хранитель фонда декоративно-прикладного искусства государственного музея А. С. Пушкина Ирина Сафонова. – Я бы не сказала, что он стал проще – всё-таки многие советские мастера учились у старых мастеров и, конечно, школа сохранялась и традиции сохранялись. И как раз в доказательство продолжения этих традиций мы показываем большую композицию «Сказки о рыбаке и рыбке» в сопровождении старика и старухи русских частных заводов Гарднера и Попова середины XIX века».

Герои авторства советских мастеров – словно отражение их предшественников, созданных в императорской России. Персонажей Пушкина едва ли не большинство, есть даже нереализованный проект памятника классику, но жемчужиной коллекции здесь называют вазу, выполненную по поэме Лермонтова «Демон». По сложной технологии, с богатой росписью, в виде горной породы – ваза создана в 1944-м по модели Натальи Данько. Скульптор была легендой Ленинградского фарфорового завода, в прошлом Императорского. Работы преемников здесь же. Из Петербурга в Москву привезли произведения современных художников вновь Императорского фарфорового завода. Вера Бакастова работает на заводе десять лет, представляет композицию, посвящённую произведению «Из Африки» датской писательницы баронессы Карен Бликсен.

«Мне было важно поймать африканский дух, – поясняет художник Вера Бакастова. – Искусство Африки, ритмы, цвет. У нас задача – и беречь традиции и, с другой стороны, делать что-то новое, чтобы развиваться. Часть этих форм сделана на старых императорских формах, поэтому традиция тоже здесь присутствует».

Сотрудники завода говорят, что главное в работе художника – эксперимент. При этом скульптор должен уметь совладать с фарфором – тонко, нежно, с любовью и на уже заданном высоком уровне. Что до вдохновения, то литература – источник безграничный и неиссякаемый.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>