Выставка «Усадебный альбом» — в столичном Музее Тропинина. Экспозиция посвящена 175-летию со дня рождения Василия Поленова и включает графические работы матери художника — Марии Поленовой, а также произведения ее современников, как известных живописцев, так и любителей.
Мария Поленова и Василий Тропинин никогда не были знакомы. Она дворянка, которая умело совмещала воспитание детей, ведение домашнего хозяйства с занятиями живописью. И Василий Тропинин — крепостной художник, вошедший в историю, как мастер романтического и реалистического портрета. Их связывало лишь время, его вкусы, пристрастия живописцев середины XIX века. Чем вдохновлялись и что волновало их.
«Например, украинка, собирающая сливы. Голова украинской девушки — кисти Тропинина неслучайно. Украинская тема звучит, потому что село Кукавка — родина Василия Тропина, он обращался к этой теме, ему были интересны персонажи. А у Марии Поленовой, в основном, северная красота, северная крестьянская красота. Мы хотели исследовать корни, что за феномен такой великого русского художника Василия Поленова. а феномен кроется в семье, в корнях, в матери», — рассказала директор музея Тропинина и московских художников его времени Ольга Журавлева.
Ученица Константина Молдавского — художника круга Карла Брюллова — она превзошла по таланту своего учителя.
«Фактически все его творчество — довольно слабое подражание великому Карлу Брюлову, у нее более самобытная и более интересная стилистика и манера», — отметил куратор выставки Сергей Подстаницкий.
Художница – не профессиональная, писала она, в основном, портреты. Простых казаков, крестьянок, близких людей. На выставке можно увидеть ее автопортрет с 2 дочерьми, портрет ее мужа Дмитрия с тремя сыновьями. Самый старший — Василий — позже станет великим русским художником. Сам Поленов называл себя «уроженцем русского Севера». Усадьба в Имоченцах близ села Окулова Гора была любимым местом семьи.
«Именно в Имоченцах Василий и его младшая сестра Елена начинают формироваться как художники, именно здесь они пишут первые пейзажи, портреты, изучают быт крестьянский, жанровые работы пишут», — рассказала старший научный сотрудник музея-заповедника Поленова Марина Глашкина.
В собрании музея две работы самого Василия Поленова: «Палестинский дворик в солнечный день» и «Осень. Ока», которую он писал с того места, где сегодня стоит главный дом знаменитой поленовской усадьбы. Художник признавался, что страстную любовь к живописи он унаследовал от матери Марии Поленовой.
Последние обсуждения