В чем состоит удел человеческий? Ответ может напугать, если он вообще возможен. Если возможен, отвечать, наверняка, придется долго. Четырехлетний интернациональный проект под названием «Удел человеческий» запускает Государственный Центр современного искусства совместно с Московским музеем современного искусства и Еврейским музеем и центром толерантности. Стоит вооружиться терпением и через четыре года разглядеть ответ на вопрос. И быть готовым к разочарованиям. Ведь, например, из ранних книг Андре Мальро, автора романа «Удел человеческий», следует, что удел этот состоит попросту в борьбе с абсурдностью собственного существования. Начинается проект с выставки «Избирательное сродство». За этой парой слов наука химия и еще одно имя из литературного мира – Иоганн Гете.
Выставочное пространство напоминает кабинет биологии – на стенах схемы того, как устроен организм, рядом – колышется пальма и гербарии из плюща, одуванчиков и репея. Но абсолютно все здесь – обман зрения. Например, кажется, что это фотография космоса, на самом деле – наоборот, рисунок мелом воссоздает снимок земной поверхности. А вот эти кружевные, напоминающие снежинки полотна – реальные планы городов: Алжира, Милана и Вены. Художница вырезала их скальпелем несколько лет.
«Для меня было важно показать взаимосвязь человека и природы. Эти планы городов на самом деле похожи на клеточное строение человека. Это красота того, что постоянно находится перед нами и что, кажется красоте себя не предназначает», – поясняет художница из Италии Элизабетта Ди Маджио.
А решив открыть подлинную красоту водяных лилий, художница, забрала из Ботаничесокго сада города Падуя, три огромные кувшинки, выскребла скальпелем всю листовую плоть так, что теперь эти лилии напоминают план средневековых городов Европы. То, что природа любит скрываться, считает и Кристиана Лер из Германии. С помощью розеток чертополоха, семян тополя и даже конского волоса она создает архитектурные объекты.
«Мое творческое мышление неотделимо от природного ландшафта. Весь материал я набираю во время прогулок по горам Тосканы, потом я их перерабатываю так, чтобы можно было создать абсолютно новые формы», – рассказывает немецкая художница Кристиана Лер.
Выставка «Избирательное сродство» – поиск новых границ человеческого и природного. Название отсылает к одноименному роману Гете, где все человеческие страсти он описывал через химические процессы. Вот и эти бревна висят здесь не просто так. С помощью ветра они создают природные звуки.
«Я назвал эту работу «Большая церемония», тем самым я хотел отпраздновать существования такого материала, как дерево. Оно очень быстро стариться, и мне было важно показать, как оно может трансформироваться», – говорит художник Александр Жоли из Швейцарии.
«Избирательное сродство» – это лишь часть масштабного проекта «Удел человеческий». Антропологической проблематикой художники, искусствоведы, ученые будут заниматься ни много, ни мало – 4 года!
«Мы решили поговорить о том, что границы человека далеко не четко прочерчены. Как нам казалось недавно, когда фигура человека была в центре Вселенной, в центре мира. И через человеческое восприятие бытия, бытие и определялось. Сегодня мы говорим о том, что мы растворены в системе мировых связей», – приоткрыл завесу куратор и художественный руководитель проекта Виктор Мизиано,
Подобные выставки – отправные точки для последующего анализа. Проект будет разделен на 7 тематических секций, которые включают симпозиумы, видеопоказы, мастер-классы и даже поэтические чтения. Первую секцию – «Границы человеческого» – посвятили поискам современного определения слова «гуманизм».
Последние обсуждения