В экспозиции – официальное и неофициальное искусство 1930-х и 1940-х годов
«Соцреализм. Метаморфозы» – на Крымском валу. Большая выставка советского искусства из архивов РОСИЗО посвящена одному из самых дискуссионных направлений ХХ века.
«Парадный» вход на выставку, где посетителей встречают вожди и генсеки. Клише соцреализма, которое сложно вытравить из сознания людей. Но именно это и будут здесь делать кураторы выставки. Советское искусство – по-прежнему минное поле. Непонятно, как о нем говорить, как научиться заново видеть и уже тогда понять хорошо оно или плохо… Экспозиция «Соцреализм. Метаморфозы» – попытка показать эклектичность, многослойность, неоднозначность главного советского стиля.
«Я хотела немножко изменить этот водораздел и все-таки говорить не об официальном и неофициальном, Союзе художников или нет, а именно разделить официозное искусство, образцы которого и очень яркие здесь тоже представлены и все остальное», – сообщила куратор выставки Александра Харитонова.
По образцу «большого стиля» – более 200 полотен и скульптур, 13 экспозиционных залов – внушительный формат, чтобы расставить вехи и прочертить сюжетные линии. Многие полотна зрители увидят впервые. Их даже искусствоведы только открывают и осмысляют. Произведения довольно быстро оседали в закрытых архивах и запасниках музеев по всей стране – из-за смены идеологических векторов или из-за отсутствия выставочных площадей. Крупногабаритные полотна до сих пор хранятся на валах, и о них знают только хранители фонда. Архив «РОСИЗО» десятки лет был маленькой Сибирью для репрессированных картин.
«Мы хотели показать, что это движение достаточно разноплановое, что художники иной раз за такой официальной доктриной прятали свои художественные поиски. И как раз об этом, о том, о чем мечтали в это время художники, о том, во что это дальше вылилось, и наша выставка», – заявила директор Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Татьяна Волосатова.
Они писали новую картину мира на ощупь, маневрируя среди «чистого» жанра. Виталий Тихонов, специализировавшийся на жанре «ню», начал писать стахановок. Пионеры Николая Чернышева, напоминающие изображения на иконах, постепенно обретают черты образцовых школьников. Есть здесь и абсурдистский натюрморт во славу резиновой промышленности. Язык соцреализма неоднороден, и чем дальше от вождей, тем больше формальная разноголосица.
«О соцреализме говорят обычно так, что это такой стиль без стиля. Что это что-то зелено-коричневое с очень сглаженной манерой письма. Если посмотреть на эту вещь Семена Павлова, которая изображает цех завода по производству гвоздей, мы видим, насколько свободно и легко она написана, какой там используется сложный цвет. И в общем, изображение фигур рабочих, оно же решено тоже очень условно. Там нет никаких подробностей. Эта вещь очень графичная», – рассказала Александра Харитонова.
Соцреализм пережил разные времена – от расцвета до полного забвения. Художественный багаж для рефлексии последующих поколений. И в качестве постскриптума к этой выставке – работы современных художников. Не прямых продолжателей советской школы, а исследователей и аналитиков.
Последние обсуждения