Во МХАТе имени Горького реконструируют легендарную постановку «Синяя птица» по Морису Метерлинку. Это единственный спектакль, поставленный Константином Станиславским и дошедший до наших дней без единого изменения.
«Она должна быть наивна, проста, легка, жизнерадостна, весела и призрачна, как детский сон», — говорил Станиславский о своем спектакле. «Синяя птица» – история про поиск пути и счастья, была символом эпохи. Через спектакль-легенду проходили и проходят едва ли не все артисты театра. Преемственность не прерывалась от самого Станиславского. На «Синей птице» выросло не одно поколение зрителей.
«Мама, бабушка приводит своих детей и говорит: я точно так же испугалась этих призраков. А тебе не страшно? А вот я точно также удивилась: как сахар ломает свои пальцы? Или как хлеб режет свой живот?», — делится Наталья Пирогова, актриса, хранитель спектакля.
И вот волшебную птицу решили реконструировать – обновить видавшие виды декорации и реквизит, вдохнуть новую энергию и выпустить в мир. Никогда прежде «Синяя птица» не бывала на гастролях. Обо всем этом Эдуард Бояков задумался вскоре после вступления в должность худрука МХАТа. В разговоре он подчеркивает: не реставрация – именно реконструкция.
«Мы же не музей — мы живой театр. И даже если бы у меня были возможности, даже технологические, если бы можно было реставрировать спектакль, я навряд ли был бы этим увлечен так, как мы увлечены сегодня реконструкцией. То есть мы делаем спектакль, который, безусловно, является спектаклем Станиславского. Мы ничего не привносим, мы не меняем ни в мизансценах, ни в оформлении, мы соответствуем великим декорациям Егорова, но вместе с тем мы, конечно, адаптируем этот спектакль под пространство», — отмечает Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТ им. М.Горького.
После разделения Московского художественного в 1987 году, «Синяя птица» перелетела во МХАТ на Тверском бульваре. Спектакль адаптировали к уникальному зданию, обладающему двумя большими карманами сцены, из которых декорации выезжали на специальных фурах. Именно такая конструкция мешала вывозить спектакль на гастроли. Теперь это изменят. Но дело, конечно, не только в технической части.
«Такой новый взгляд на этот спектакль очень полезен, потому что он открывает и новые смысл, и новые эмоции, позволяет по-новому взглянуть и понять ответственность каждого человека, который принимает участие в этой реконструкции», — добавляет Наталья Пирогова.
«Что касается смыслов, которые передают актеры, вот с этим предстоит очень серьезная работа», — говорит Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТ им. М. Горького.
Декорации спектакля, на первый взгляд, очень просты. Но на самом деле все придумано и продуманно таким образом, чтобы буквально из ничего возникал эффект чуда. Например, вот такие бархатные приступочки задуманы для того, чтобы кто-то из героев, например, фея в любой момент мог неожиданно возвыситься над остальными — как будто совершенно волшебным образом.
Премьера «Синей птицы» состоялась в 1908 году. Волшебство спектакля создавалось передовыми тогда средствами, придуманными Станиславским и художником спектакля Владимиром Егоровым. Чего только стоил волшебный алмаз, делающий людей по-настоящему зрячими! Технически это возможно благодаря использованию черного бархата, тюлевых занавесов, сложной световой партитуры.
«Это прорези, много точечек прорезей, и свет еще, который дается таким же образом, тот свет, который шел через дырочки через потолок. Он на артистов тоже попадал, и получалось такое сложное свечение. Это те способы, которые были доступны и по тому времени. Нужно совершенствовать и многие вещи переделывать, но переделывать так, чтобы это не выглядело новоделом. Это очень сложная задача», — объясняет Екатерина Кузнецова, художник по реконструкции спектакля «Синяя птица».
Комплекс сложных задач предстоит решить к сентябрю. Впрочем, Эдуард Бояков мечтает кроме детской версии спектакля, восстановить еще и взрослую, которая была гораздо серьезнее и игралась до глубокой ночи.
Последние обсуждения