Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра проехал по Сибири

Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра проехал по Сибири

По установившемуся регламенту Московского Пасхального фестиваля его основная симфоническая программа разворачивается теперь не в Москве, а в российских регионах, куда Мариинский оркестр во главе с Валерием Гергиевым отправляются на специальном «Пасхальном» поезде сразу после московского открытия фестиваля.
Валерий Гергиев отмечает свой день рождения «пасхальными» концертами в Большом зале консерватории. Фото: Александр ШатуновВалерий Гергиев отмечает свой день рождения «пасхальными» концертами в Большом зале консерватории. Фото: Александр Шатунов Валерий Гергиев отмечает свой день рождения «пасхальными» концертами в Большом зале.

По масштабу этот региональный тур трудно с чем-либо сравнить, поскольку афиша Симфонической программы Московского Пасхального фестиваля за шестнадцать лет охватила уже более 60 российских регионов и включает в себя сотни концертов, сыгранных в филармонических и оперных залах, в Домах культурах и армейских гарнизонах — от Калининграда до Хабаровска, Мурманска, Ростова-на-Дону, Краснодара. Пасхальный тур беспрецедентен и по своему алгоритму: музыканты выступают в конвейерном режиме, играя по два, а то и по три концерта в день, покидают поезд на несколько часов и ночью продолжают свой путь по железной дороге, проходя иногда маршрут в 30000 километров. Афиша фестиваля почти всегда имеет посвящение, как например, нынешняя — Игорю Стравинскому, к 135-летию которого во всех городах, где выступает Валерий Гергиев с Симфоническим оркестром Мариинского театра, звучат в концертах сочинения композитора — музыка к балетам «Жар-птица», «Петрушка», Симфония in C и другие. Специальные программы готовят и оркестровые коллективы — Брасс-ансамбль и Страдивари-ансамбль Мариинского театра, музыканты проводят мастер-классы в городах для местных студентов и учеников музыкальных школ. Такая плотность графика подразумевает сложнейшую логистику и участие партнеров — РЖД, авиакомпаний, банков, благотворительных фондов, руководящих структур регионов. В этом году Московский Пасхальный фестиваль разработал две маршрутные карты для Мариинского оркестра — на восток и на юг страны. Первый региональный тур длился 18 дней и протянулся через Казань, Альметьевск, Набережные Челны, Оренбург, Магнитогорск, Екатеринбург в Сибирь, где концерты прошли в Тюмени, Сургуте, Новосибирске, Кемерово, Томске, Стрежневом, Омске, а затем через Пермь, Ульяновск, Саранск, Нижний Новгород и Владимир пасхальный поезд вернулся в Москву.

Афиша Симфонической программы Московского Пасхального фестиваля за 16 лет охватила более 60 российских регионов
Все эти дни в каждом городе звучала новая программа, основу которой составляли не только сочинения Игоря Стравинского, но и симфонические сочинения Рихарда Штрауса (поэмы «Дон Жуан» и «Жизнь героя»), Четвертая симфония Густава Малера с участием сопрано Анастасии Калагиной, Первая («Классическая») симфония и Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Сергея Прокофьева, Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» Клода Дебюсси, «Вальс» Мориса Равеля, фрагменты из балетов Петра Чайковского «Щелкунчик» и «Спящая красавица». В Казани к программе Пасхального фестиваля присоединился Ильдар Абдразаков (бас), исполнивший вместе с Владиславом Сулимским (баритон) арии из опер Верди «Атилла», «Макбет», «Дон Карлос».

Нефтяные театры и залы

В Сургуте труппа Мариинского театра показала спектакль «Симон Бокканегра» Джузеппе Верди в полной сценической версии с участием Владислава Сулимского, Татьяны Павловской (сопрано), Александра Михайлова (тенор) и других. Как заметил Валерий Гергиев:

— Мы смогли здесь показать свой спектакль «Симон Бокканегра» потому, что крупнейшая российская нефтегазовая компания «Сургутнефтегаз» построила в городе великолепный театральный комплекс — Дворец искусств «Нефтяник». На самом деле это одно из лучших зданий музыкальных театров в России. Здесь великолепная сцена, акустика, инженерия. Пусть многим покажется, что пошутил, но я действительно думаю, что этот новый театр в Сургуте сегодня вошел в тройку самых совершенных театров России.

Тема реконструкции и строительства театральных и концертных залов в стране — в профиле Пасхального фестиваля, региональный маршрут которого и вывел на поверхность эту проблему, актуальную для большинства городов России. Так в Томске в ближайшем будущем предстоит реконструкция Большого концертного зала Филармонии на 1200 мест, построенного в 1986 году. Этот вопрос Валерий Гергиев обсуждал с главой региона Сергеем Жвачкиным. По словам же директора филармонии Наталии Чабовской:

— Томск — музыкальный город, в котором родился Эдисон Денисов, здесь работает старейшее за Уралом музыкальное училище — колледж, названный его именем, которому в следующем году исполнится 125 лет, здесь уникальная студенческая среда, на которую рассчитан лекторий филармонии. Акцент делается и на детскую аудиторию, и, к слову, именно Томская филармония стала создателем популярного в стране филармонического жанра «Сказки для детей с оркестром» с участием известных артистов в роли чтецов.

В программе Пасхального фестиваля в Томске в исполнении Мариинского оркестра прозвучал «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси: в завораживающей палитре пасторальной эклоги, с ее остановившимся временем, зноем полуденного солнца — тягучими воздушными струнными, вздрагивающими пиццикато, тихими всплесками глиссандо арфы, свирельными соло флейты. В другой ипостаси оркестр предстал в кипучей, взмывающей торжествующими фанфарами и быстрыми соло скрипки симфонической ткани «Дон Жуана» Рихарда Штрауса, где Гергиев нагнетал ликующий тон, разворачивал огромный объем оркестра, внезапно замиравший тихим тремоло, снова накатывал гигантской волной звук, пока не выстроил финальный строгий контур хорала.

После концерта в Томске Мариинский оркестр разделился — часть его поехала на поезде в Омск, а Брасс-ансамбль с Гергиевым и главой региона полетели на стареньком, шумящем пропеллерами АН-24 в Стрежевой — городок нефтяников, расположенный среди тайги и болот в 670 километрах к северу от Томска. В эти дни здесь открылся новый концертный зал, построенный для местной школы искусств. Гергиев посетил новый зал, а потом выступил с Брасс-ансамблем на сцене Дворца искусств «Современник». Программа брасса состояла из обработок сочинений Вивальди, Баха, Генделя, Гершвина, Пьяцоллы, Шостаковича, большинство из которых сделал тромбонист оркестра Александр Пономарев. И надо сказать, что музыканты брасса буквально обворожили зал своей виртуозностью на грани возможного, владением разными стилями и направлениями, включая джаз, чистейшим звучанием инструментов и драйвом, заставившим вспомнить знаменитый австрийский Mnozil Brass.

Жизнь героя

В тот же день тарахтящий Ан-24 доставил музыкантов в Омск, где в зале Омской филармонии прошли два концерта — дневная программа Страдивари-ансамбля Мариинского оркестра под руководством Лоренца Настурика-Гершовичи, возглавляющего Камерный оркестр Мюнхенской филармонии и приглашенного Гергиевым в региональный пасхальный тур в качестве первого концертмейстера. А вечером Мариинский оркестр исполнил сложнейшую симфоническую программу: Четвертую симфонию Малера и «Жизнь героя» Рихарда Штрауса — к слову, титульный репертуар Мюнхенского оркестра, которым руководит сегодня Гергиев и которым когда-то руководил Малер, впервые, кстати, и исполнивший в Мюнхене — городе, где родился Рихард Штраус, свою Четвертую симфонию. Теперь эта светлая, проникающая своей музыкой в «ангельские» миры, партитура исполнялась Мариинским оркестром в городах Пасхального маршрута. Загадочный музыкальный текст симфонии, отсылающий и к австрийской музыке «золотого» классического века, и к фольклору «Волшебного рога», и к каким-то мистическим миражам в духе Сведенборга, с их сумраком ада и светом рая с ангелами, в интерпретации Гергиева звучал ясно, внятно разделяя язык «гармонии» — гибкие струнные и вальсовые интонации первой части, с противоборствующим ему «злом», «дисгармонией» — артикулированное, жесткое скерцо и жуткие тутти с кличами меди, пробивавшие ткань просветленного малеровского адажио 3-й части. В финале симфонии звучал голос рая — кристальное сопрано Анастасии Калагиной, безыскусный, первозданный мир Эдема, с трелями и птичьими форшлагами, переливами арф — ирреальный, утраченный.

В штраусовской полотне «Жизнь героя» оркестр продемонстрировал какой-то гипертрофированный звуковой масштаб — со взвивающимися императивами медных, стремительным движением инструментальных групп внутри гигантского оркестрового массива, с едкими «мелкими» деревянными, врезающимися образами «врагов» героя, и виртуозными соло-каденциями скрипки (Лоренц Настурик-Гершовичи). В финале «Жизни героя» звучало оглушительное тутти оркестра с сияющей медью победившего всех врагов «героя».

Таким же победительным стал и «бис», сыгранный Мариинским оркестром после основной программы уже в Перми в Большом зале филармонии — «Озорные частушки» Родиона Щедрина, исполненные в запредельном скоростном режиме, в джазовом формате, сквозь который кратко прорывались обрывки частушек, быстрые «гармошечные» наигрыши, перестуки ложек: жесткий пульс урбанизированной эпохи.

Свой фестивальный маршрут в Сибирь Гергиев завершил в Москве, отмечая уже в шестнадцатый раз свой день рождения «пасхальными» концертами в Большом зале консерватории. 2 мая знаменитому российскому дирижеру исполняется 64 года. «Я хочу себе сделать подарок сам. — сказал Гергиев. — Скорее всего, это будет исполнение произведения, которым я никогда в жизни не дирижировал».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>