Сенсационное для музыкального мира событие произошло в Тюмени. Здесь с участием Дениса Мацуева с аншлагом прошел премьерный концерт нового государственного симфонического оркестра — единственного в России, созданного в XXI веке. И, заметьте, сформированного абсолютно с нуля — талантливых молодых музыкантов отбирали со всей страны и даже за рубежом.
Что ошеломляет: первый концерт с Мацуевым и последовавший за ним через день концерт с еще тремя именитыми солистами, победителями конкурсов имени Чайковского, даны спустя всего два с половиной месяца после первой репетиции. Причем в репертуаре непростые для исполнения классические произведения, к примеру, второй концерт Прокофьева. Кто решился на «авантюру»? 66-летний Евгений Шестаков, которого выдающийся пианист Николай Петров называл одним из лучших дирижеров современной России.
Денис Мацуев Шестакова знает давно, полностью ему доверяет. Тем не менее волновался, ведь за пару месяцев создать гармоничный ансамбль из незнающих друг друга музыкантов — сверхсложная задача. Периодически звонил директору Тюменской филармонии заслуженному артисту РФ Михаилу Бирману, также пианисту, интересовался: «Ну как там, получается?».
— Мне достаточно нескольких минут репетиции, чтобы определить, вдохновение либо унылое настроение, разлад, неуверенность царит в коллективе. А тут вижу: каждый музыкант хочет выложиться, ощущаю единение, экспрессию. Они сами меня зарядили своей энергией, — делится Мацуев впечатлением от первой встречи с оркестрантами.
Можно было не рисковать, не стыковать давно запланированный именной фестиваль Мацуева в Тюмени с премьерным выходом на сцену «домашнего» оркестра, обойтись, как и прежде, приезжим.
— Да, по срокам ситуация близка к экстремальной, ответственность колоссальная. Однако и потенциал у моих коллег будь здоров. Они честолюбивы, молоды, талантливы — лауреаты престижных конкурсов. Доверились мне, со временем не считались. По продолжительности творческой смены, что скрывать, частенько нарушали Трудовой кодекс. Не все, к сожалению, сумели удержать заданную планку, кое-кто сошел с дистанции, пришлось искать замену, — говорит маэстро.
Похоже, риски оправдали себя. Свидетельством чему продолжительные овации восторженных зрителей. Денис Мацуев удовлетворен своеобразной импровизацией. Спрашиваю мастера:
— Гастролером вы облетели планету вдоль и поперек. Неужели доселе ни разу не довелось играть со свежесформированным коллективом?
— Приходилось, но с оркестрами сборными, выстраиваемыми на заведомо короткий период. Допустим, фестивальный, — поясняет пианист. — В Тюмени совершенно другой случай, беспрецедентный для современной России. Для города — явление поистине эпохальное. И не случайное. В нем я впервые побывал еще в прошлом веке, затем регулярно приезжал. Качество публики год от года повышалось, ее грамотно, бережно воспитывали. Появилась масса молодых людей, которые не мыслят свою жизнь без посещения концертов классической музыки.
17 лет назад областная филармония обрела камерный оркестр «Камерата Сибири». Он получил всероссийское признание благодаря его «родителю», дирижеру Антону Шароеву, правнуку Антона Рубинштейна. Феноменальный, к слову, человек. Ему уже 86, а самолет для него, москвича, ровно маршрутный автобус — привык летать в Тюмень на работу. Здесь он готовит мировые премьеры, отсюда стартует с концертными турне по родной стране, Европе. Вклад Шароева в популяризацию классической музыки среди сибиряков очевиден.
— Мы долго терпеливо взращивали слушателей, формировали филармоническое сообщество, начиная с дошкольников. Да и город раздался, население за 20 лет увеличилось с полумиллиона человек до семисот тысяч. Безусловно, он достоин иметь полноценный оркестр. В конце минувшего десятилетия уже было приступили к его созданию, да кризис вмешался. Пришел очередной, только вопреки ему правительство области решило дело более не откладывать. Из приблизительно 500 конкурсантов отобрали 64. Их средний возраст — 27 лет. В зарплате не обижаем, иногородним компенсируем стоимость аренды жилья. Музыканты взяли на себя обязательства преподавать в профильном вузе, школах искусств, — рассказывает Михаил Бирман.
В следующем сезоне намечаются выступления коллектива в малых городах региона, райцентрах. Бирман надеется, что скоро оркестр станет участником абонементной программы Московской филармонии, будет гастролировать и по России, и за границей, вырастет до большого симфонического с составом в 100-105 человек.
— Родился профессиональный коллектив с хорошей перспективой. В первых выступлениях продемонстрированы как слаженная игра оркестра в целом, так и достойный уровень его солистов по всем, без исключения, инструментальным направлениям, — оценивает работу Шестакова музыковед Наталья Грузинцева. — Симфонический оркестр, по моему убеждению, — локомотив культуры, и не только музыкальной. Раньше иногда про Тюмень говорили: город-де провинциальный, рано ему симфонический иметь. Если таким аршином мерить, то напрашивается вопрос, зачем в трудные 90-е обзавелись оркестрами скромные Белгород, Псков? Мудро они поступили. И следует брать пример с российских, европейских городов, с того же Нижнего Новгорода, где — при содействии спонсоров — часто практикуют бесплатные симфонические концерты в закрытых помещениях, на уличных площадках.
Евгений Шестаков родился в оренбургском городе Медногорске. Имеет два диплома Новосибирской консерватории, ученик Арнольда Каца. Преподавал в Челябинском институте культуры, работал художественным руководителем и главным дирижером симфонического оркестра Приморского телевидения и радио, Одесского филармонического оркестра. С 1992 по 2004 год возглавлял Омский академический симфонический оркестр. Дирижировал ведущими оркестрами России, в том числе Уральским филармоническим, гастролировал с симфоническими и камерными оркестрами Англии, Бразилии, Италии, Испании, Польши, Македонии, Швейцарии, Украины, Казахстана. Заслуженный деятель искусств РФ.
Последние обсуждения