В Москве сегодня открылась художественная выставка «Россия». Это итог серии экспозиций, которые проводились в федеральных округах страны в 2018 году. Выставка отражает ситуацию в изобразительном искусстве России, в том числе в ее отдаленных регионах. Из Центрального дома художника ‒ Антон Николаев.
Выставка «Россия» проходит раз в пять лет и демонстрирует лучшие работы художников со всей страны, которые предварительно были отобраны на региональных выставках. Экспозиция заняла весь третий этаж ЦДХ. Живопись, скульптура, монументальное, декоративное, народное искусство ‒ более тысячи трехсот авторов.
«Здесь представлены художники разных поколений. В этом зале вы видите и Таира Салахова, и Зураба Церетели, и одновременно молодых художников, которые еще не получили званий, которых знают только специалисты», ‒ рассказал председатель Союза художников России Андрей Ковальчук.
Пример творчества молодого поколения художников ‒ эта скульптура венецианки в старинной обуви, так несколько веков назад во время приливов ходили горожанки.
«Здесь использована такая обувь, которая сейчас, разумеется, уже не используется. Но в свое время, в средние века, по Венеции сложно было передвигаться, когда были приливы», ‒ пояснил художник Александр Миронов.
Но главная тема выставки, которая отражена в ее названии ‒ Россия. Из таких повседневных, на первый взгляд, сюжетов, как этот ‒ шахтеры Кемерова спускаются в забой ‒ складывается панорама жизни большой страны. Среди героев произведений нашлось место и нашим коллегам-журналистам. Это работа новосибирского художника Михаила Омбыш-Кузнецова, называется она «День бега».
На выставке можно увидеть работы, иронично обыгрывающие современное общество. Но почти нет актуального искусства. Организаторы подчеркивают, что только традиционное классическое искусство и может быть по-настоящему актуальным.
«Это наша культура, обращение к нашей памяти. Это не игра с какими-то символами. Иногда, может быть, кажется, что, если бюст Ленина обклеить жвачками или золотинками, это очень актуально и современно, на самом деле, нет», ‒ считает академик Российской академии художеств, секретарь Союза художников России в Сибири Сергей Ануфриев.
Большой раздел выставки посвящен народным промыслам. Палехские и мстерские шкатулки, жостовские расписные подносы. А вот традиционные изделия ямало-ненецких художников ‒ из кости мамонта.
«Сами ненцы и ханты тонко знают свою культуру, тонко чувствуют Север. Они жили в тундре, ловили рыбу. Поэтому они не ошибаясь делают оленей, именно то, с чем соприкасались. Поэтому здесь, в кости, ‒ правда Севера, вот в этой маленькой, миниатюрной», ‒ отметил художник Андрей Вахрушев.
Художники, которые съехались в Москву со всей страны, решили и некоторые организационные вопросы. Во время очередного съезда Союза художников России его участники проголосовали за вхождение в состав организации двух ранее независимых творческих объединений ‒ московского и петербургского союзов. С чем их и поздравил посетивший открытие выставки президент Российской академии художеств Зураб Церетели.
Последние обсуждения