Запахи пробуждают воспоминания. У человека, в отличие от животных, запах включает не инстинкты, а воображение. Хотя инстинкты иногда тоже. Опытный парфюмер – это еще более высокоразвитое существо, ему достаточно набросать на бумаге формулу духов, как он уже чувствует их аромат. А вот рассказать о нем непосвященному человеку сложновато, проще воссоздать. Так решили современные специалисты в области запахов и устроили выставку под названием «Придворный парфюмер». До конца сентября в Камероновой галерее Царского Села можно уловить ароматы, которые вдохновляли членов императорской фамилии полтора столетия назад.
На выставке «Придворный парфюмер» два десятка запахов буквально погружают нас в атмосферу XIX века. Сравнить уникальные ароматы можно лишь с элитным коллекционным коньяком николаевской эпохи — даже дегустируют духи с помощью специальных бокалов. Впрочем, сто лет назад все эти ароматы не считались элитарными — царская семья пользовалась таким же парфюмом, что и семьи адвокатов, учителей или приказчиков.
«Они были очень скромными в быту и пользовались тем, что им нравилось. Духи не были очень дорогими, они были доступны всем слоям населения, просто девочки выбирали то, что им по душе. Татьяна любила духи «Кашмирский жасмин», а вот Мария не могла найти свои духи и часто их меняла», — рассказывает Ольга Родионова, старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царское Село».
В царские времена пользоваться духами российских фирм было престижно. Отечественные мастера ароматов получали высшие награды на ярмарках в Париже и Нью-Йорке. Но самый главный знак признания — это изображение короны в углу рекламного буклета.
«Этот значок означает: поставщик двора его величества. Оно давало возможность каждому покупателю возможность воспользоваться тем же самым кусочком мыла, которое поставлялось ко двору, как пудра и одеколон», — поясняет парфюмер Оксана Чернышова.
В Камероновой галерее каждый может стать придворным парфюмером, там даже проводят мастер-классы. Духи собираются, словно букет из настоев цветов, трав или синтезированных в лабораториях молекул. За рабочий стол парфюмера, так называемый орган, посетителей, правда, не пускают. А жаль, ведь именно там создаются настоящие симфонии запахов.
«Парфюмерный орган — это инструмент, за которым играет парфюмер и создает музыку аромата», — говорит парфюмер Ирина Петрищева.
В галерею проникают запахи Екатерининского парка, и это вдохновляет парфюмеров на эксперименты. Оказывается, создать аромат Серебряного века можно, смешав содержимое 20 разных флакончиков.
«Ощущение этого излома есть, и эти горькие ноты они отсюда», — делится своими ощущениями Ирина Петрищева.
Воздух Екатерининского парка побудил парфюмеров создать особый аромат, который не оставит равнодушным никого из посетителей. Так считают сами алхимики парфюмерного цеха.
Специалисты говорят, что парфюмерная промышленность может приносить прибыль даже большую, чем нефтяная индустрия, так что ароматы парадного Петербурга способны не только покорить мир, но и оздоровить экономику России.
Последние обсуждения