В Третьяковке развернута выставка «Метагеография: пространство – образ – действие»

В Третьяковке развернута выставка «Метагеография: пространство – образ – действие»

В 60-е годы прошлого века изучение Земли и космоса вышло на новый уровень: наладилось регулярное авиационное сообщение между городами и странами, появились первые снимки с искусственных спутников. Над вопросом: что же представляет собой пространство, и какое место занимает в нём человек, задумались и художники. Творческие результаты этих размышлений теперь можно увидеть в Третьяковской галерее на выставке «Метагеография: пространство – образ – действие».

Первое, что видит зритель, попадая на выставку, это карты. Объектов материальной культуры здесь примерно треть. Такая связь с географией, отмечают организаторы, лишает искусство привычных пространственных рамок».

Многие из этих карт — настоящие артефакты, как карта реки времён, созданная в 1818 году, или символическая карта Европы 1915 года. Здесь же изображение Бориса Родомана. Советский географ стоял у истоков возникновения термина «метагеография». Для него он был своего рода синонимом теоретической географии. После метагеографию называли пространством образов и образами пространства. Видимо, как пример, — карта тридцатых годов, которую можно увидеть на выставке.

«Это роль товарища Сталина в Гражданской войне. Из этой карты мы, конечно, понимаем, что она самая главная, что главным центром войны был Царицын. На карте отражён контрреволюционный антисталинский троцкистский план, который был пресечён. Плюс карта обрастает фантазмами-подробностями, но они не документальны, это живописные картины», — объясняет куратор выставки Кирилл Светляков.

Эти картины – работы современного художника Павла Отдельнова. Он пишет окраины, где выросли торговые бизнес-центры, заводы, размышляет над тем, как жить с этими новыми «знаками», насколько они уместны в этом пространстве или же воспринимаются как часть виртуального мира, а, может, это просто дефект кадра. Задача выставки показать множественность восприятия пространства, для чего в залах Третьяковской галереи переосмыслили и изменили всё вокруг.

«В каждом зале присутствуют какие-то подиумы, которые позволяют подняться, как на гору и обозреть с этой высокой точки то, что происходит перед тобой. Подняться на специальные подиумы, для того чтобы рассмотреть какие-то работы, которые помещены гораздо выше, чем обычно принято вешать», — отмечает генеральный директор государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Вглядеться, вслушаться, понять точки зрения – философию авторов, окунуться в прошлое. Художник Николай Смирнов создал фотофильмы, где представил историю геодезической сферы.

«Это земной шар, обтянутый геодезической сеткой, то есть это сеть, которой геодезисты измеряли землю в попытках её полностью измерить, просчитать и, тем самым, получить управляемую землю. Как бы смоделировать взгляд Бога, но методом науки. Это была утопия», — рассказывает художник, географ, со-куратор выставки Николай Смирнов.

Виртуальная форма этой сети стала своего рода фетишем для художников. Сегодня такую форму можно увидеть даже на детских площадках. Авторы пытаются трансформировать существующее, ищут новое. И всё чаще напоминают, что время убивает пространство, и с этим нужно что-то делать. Например, остановится и оглянуться – прочувствовать всё то, что вокруг.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>