На Малой сцене Театра Наций состоялась премьера спектакля «Дыхание». Пьесу современного британского драматурга Дункана Макмиллана, чьи тексты до сих пор не переводились на русский язык, поставил лауреат премии «Золотая маска», режиссер Марат Гацалов. В постановке заняты всего двое артистов. По пьесе это молодая пара. Но на главную роль режиссер намеренно пригласил заслуженную артистку России Людмилу Трошину, подчеркнув, таким образом, приоритет ответственности перед свободой выбора. Репортаж Ирины Разумовской.
На афише – слово «дыхание» выложено из аккуратно сложенных серых рубашек. Здесь речь не о белых воротничках, но о серых буднях и желании противостоять принципу «всё, как у всех». Он и она, кажется, существуют на автопилоте. Ежедневные ритуалы сопровождают монотонные диалоги. Они спорят о том, есть ли смысл заводить ребёнка. Ведь количество углерода, выделенное им при дыхании, составит десять тысяч тонн, а это семь лет полётов на самолёте из Лондона в Нью-Йорк.
«У них нет опции, возможности присутствовать в моменте. Они всё время откладывают на завтра или находятся в разговоре о том, что. Они всё время говорят: «Давай поговорим об этом». Логоцентричная пьеса. Очень текстовая», — отмечает режиссёр Марат Гацалов.
Структуру текста, его геометрию перевели на язык пластики и сценографии. Герои двигаются по заданной траектории, в типичной квартире с мебелью и посудой из известного всем магазина, но как будто не могут встретиться друг с другом. В каждый предмет здесь встроен микрофон. Повторяющиеся звуки быта складываются в музыкальную партитуру спектакля.
«Что-то поэтическое, что-то скульптурное, что-то не бытовое. Поэзия возникает именно в этом повторении, когда мы на чём-то заостряем своё внимание. Повторение – это некая рифма», — говорит актёр Роман Шаляпин.
«Вот эта работа на полутонах, на таком каком-то ближе к подсознательному уровню всё это идёт, и даже по восприятию зрительскому, как мне сказали сегодня, даже аплодировать не хотелось. Как будто жизнь пронеслась лентой», — говорит заслуженная артистка России Людмила Трошина.
Что оставляет после себя человек? Стопки сношенной одежды, высушенной на череде одинаковых сушилок. Для главной метафоры человеческой жизни здесь придуман потрясающий спецэффект. Незаметно для зрительских глаз расширяется пространство. Проходит жизнь, пройден длинный путь. Сработал бесшумный невидимый механизм, отодвигающий стену вглубь, и застал зрителя врасплох.
Последние обсуждения