Театр на Таганке известен своим «Тартюфом»: так было, так есть и так будет. В 1968 году Юрий Любимов поставил «Тартюфа» — знаменитый спектакль, который показали на легендарной сцене около 1500 раз. И вот — премьера новой постановки «Lё Тартюф. Комедия», режиссером которой стал Юрий Муравицкий, что позволяет нынешнему директору Театра на Таганке Ирине Апексимовой говорить о спектакле просто: «От Юрия до Юрия».
Любимовский спектакль — классика, вслед за Мольером высмеивающая отношения театра и властей. Так, во втором действии там попросту закрывают спектакль, и это была задумка режиссера.
«В новый спектакль «Тартюф» я ввел документы истории закрытия «Тартюфа» — документы подлинные, которые были напечатаны. Начало XVIII века, конец XVII», — писал Любимов.
Над тем «Тартюфом» работали художники Михаил Аникст и Сергей Бархин. На сцене были декорации — картины с изображением действующих лиц. При этом персонажи выходили из зала, словно подчеркивая, что все они живут среди нас…
Они по-прежнему всем нам хорошо знакомы. Иначе как объяснить актуальность «Тартюфа», даже если не затрагивать в постановке проблемы государственного значения. Однако в новом спектакле по пьесе Жана-Батиста Мольера сделали апгрейд. Все герои — как куклы, но какие? Тут и готы, и панки, и рокеры.
Фото: Ксения Бубенец
В Московском театре Олега Табакова появился «Голубой щенок»
Когда в начале пьесы служанка Дарина начинает читать текст в стиле рэп-музыки, складывается впечатление, что таким будет весь спектакль. Рэп на стихи Мольера — это сильно. Но режиссер играет и с жанрами, и со стилистикой. В частности, он выбирает декламацию стихов в возвышенном стиле, при этом все персонажи еще и отчаянно грассируют (не зря же спектакль называется «Lё Тартюф»). Особенно преуспевает в своем монологе Клеант, которого играет Артем Болотовский.
К концу первого действия зритель настолько проникается этим, что и в буфете говорит с французским акцентом и пытается продолжить в своих разговорах размер александрийского стиха.
Новый «Lё Тартюф» — это, по сути, фрик-шоу, в котором все смеются над всеми. Разве не карикатурен глава семейства Оргон (Василий Уриевский, известный широкой зрительской аудитории по проекту «Голос» на Первом канале) и его мамаша (в роли госпожи Пернель — Надежда Флерова), которые поверили мошеннику, что представлялся благочестивым верующим? Симпатичная молодушка, на которой женат Оргон Эльмира (Дарья Авратинская), воспользовавшись своей привлекательностью, выводит мошенника Тартюфа на чистую воду. Дети Оргона — скромница Марианна и горячий Дамис (их играют Полина Куценко — дочь известного актера Гоши Куценко, выпускница Театрального института имени Бориса Щукина и Павел Комаров — актер, снявшийся в сериалах «Жуки» канала «ТНТ» и «Туристическая полиция» канала «Пятница»), служанка — остроязыкая Дарина (Евгения Романова выпускница Московской театральной школы Олега Табакова)… Сам же Тартюф здесь то ли рок-идол, то ли руководитель секты… Возможно — поп-звезда? Роль исполняет Роман Колотухин, выпускник Мастерской Дмитрия Брусникина. Пожалуй, таким Тартюфа еще никто не показывал — и это при том, что пьеса — рекордсмен по экранизациям и постановкам в различных театрах.
Молодые актеры — это ведь то самое современное поколение, которое никогда не воспримет «Тартюфа» всерьез, поэтому все, что они играют — фарс и стеб, позволяющий и зрителю раскрепоститься и раскрыться. Это спектакль-ситком — можно было бы назвать его и так, где в нужный момент появятся и розовые зайчики, и глуповатый добрый клоун, и желе будет размазано по стенам (они белоснежны — сделаны из бумаги), а торт полетит в лицо.
По ходу спектакля никто не удивится тому, что будут отклеиваться усы и спадать парики, а потом и сами костюмы отбросят в сторону. Замысел постановщика кроется не столько в эротике, сколько в том, чтобы показать, как обнажается человеческая натура, демонстрируя все самое неприглядное: зритель увидит накладные поролоновые груди, попы, животы… И никакая декорация (сценография и костюмы — Галина Солодовникова) не будет отвлекать от самих героев — ведь они тут главные. Однако ужасно неудобные на взгляд башмаки на платформе никто из персонажей не сбросит — они продолжат неуклюже двигаться на них, пока не упадут.
Да-да, здесь не ошибка. У спектакля «Lё Тартюф» — весьма необычный и непривычный финал, из которого поначалу даже не поймешь, что собственно произошло и почему. Как именно выкрутилось семейство Оргона из неприятнейшей ситуации, связанной с тем, что мошенник, вошедший в доверие, отбирает у них все имущество? И какова в этом будет роль короля? Однако пьесу знают практически все, что позволяет оценить оглушительную находку.
«Мы обтартюфились от головы до пят», — может повторить известную реплику служанки Дарины каждый зритель, выходя из зала. Но нет гарантии, что у него не зазвонит телефон и какой-нибудь шулер, представляющийся серьезным сотрудником банка, не попытается войти к нему в доверие и проделать манипуляции с его кредитной картой. Не стоит быть таким доверчивым — с 17 века, когда была написана пьеса Мольера, в этом плане не изменилось ничего. Так почему бы не устроить карнавал по этому поводу? В таком удовольствии создатели спектакля «Lё Тартюф» себе не отказали.
Последние обсуждения