В театре «Геликон-опера» впервые представили оперу Ферруччо Бузони «Арлекин»

В театре «Геликон-опера» впервые представили оперу Ферруччо Бузони «Арлекин»

Комедия дель арте в театре «Геликон-опера». Сочинение итальянца Ферруччо Бузони «Арлекин» в Москве поставлено впервые. Спектакль посвятили 100-летию со дня рождения театрального режиссёра Матвея Ошеровского.

Поставить в Геликоне одну из опер итальянского композитора Ферручо Бузони Дмитрий Бертман задумал давно. Хотел взять в работу Турандот. Но ситуация с пандемией скорректировала планы. И в афишах театра появилась опера Арлекин — где минимум действующих лиц и нет хора. Впервые публика услышала оперу в 1917 году в Цюрихе, дирижировал автор. Произведение, написанное композитором более ста лет назад, сегодня настоящий раритет.

«Впервые в Москве мы представили «Арлекин» Бузони. Оперу, которая не известна российской публике. Наличие названия дает невероятный результат, наши зарубежные коллеги пишут – неужели! Потому что даже за границей эта опера исполняется крайне редко. Бузони это современник Пуччини, знаменитый итальянский композитор написал «Фауст», «Турандот» и в том числе «Арлекин», — рассказал художественный руководитель театра «Геликон-опера», народный артист России Дмитрий Бертман.

Режиссером — постановщиком Арлекина стал Илья Ильин, назвавший произведение Бузони оперой о человеческих пороках. Композитор смешивает стили, высмеивает оперные штампы, используя цитаты из произведений известных композиторов. Для дирижера — постановщика Филиппа Селиванова — работа с такой партитурой – опыт новый.

«Требует кропотливой работы, много стилей различных. Если исполняем Моцарта — это Моцарт, а тут где-то Штраус, где-то на классику переходим, на неоклассику, — в этом сложность. Объединить в одно целое», — отметил дирижер-постановщик Филипп Селиванов.

По сюжету главный герой Арлекин влюблен в жену портного Маттео. Коломбина – жена Арлекина – подозревает супруга в измене. Действие начинается за кулисами провинциального театра.

«Это гротеск и пародия на старый театр. А потом мы попадаем в телевизионное шоу, переодеваются, люди из театра туда приходят. Многослойный спектакль», — сказала художник по костюмам Татьяна Тулубьева.

У Марии Карпеченко партия Коламбины. Говорит, с такой эклектичной музыкой сталкивается впервые. Образ ее героини не простой для воплощения.

«Вместе с юмором есть трагедия, жизнь, печаль этой актрисы, которая не первый год работает на этой сцене в театре. У нее свои проблемы. Это не просто субреточная хохотушка. Я делаю более глубокий образ», — призналась актриса, заслуженная артистка России Мария Карпеченко.

По законам комедии дель арте в опере предусмотрена импровизация. В этом спектакле карт-бланш у исполнителя роли Арлекина Романа Аптекаря. Его герой — настоящий шоумен.

«За это меня ругали, вы можете посмотреть, сзади есть бегущая строка, где все идет с текстом, все могут почитать. А у меня момент импровизации — синоним вылезет, некоторые ребята переживают за это», — сообщил актер Роман Аптекарь.

Провокации, скандалы, интриги и вот уже мир закулисья превращается в телестудию, герои — в участников скандальных ток-шоу. Эта опера как зеркало современного мира.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>