В честь Михаила Булгакова открылся фестиваль на Патриарших прудах

В честь Михаила Булгакова открылся фестиваль на Патриарших прудах

Фантасмагория как реальность, реальность как фантасмагория. Такими были и жизнь, и творчество Михаила Булгакова. 125-летие со дня рождения писателя столица отмечает с небывалым размахом. Из центра булгаковской Москвы – репортаж нашего корреспондента.

Во дворе дома с нехорошей квартирой и на Патриарших – многолюдно. Два соседа – Булгаковский Дом и Музей Булгакова, обитающие как в коммуналке, в одном и том же доме, для празднества тактично выбрали разные площадки. Булгаковский дом в своем дворе ставит фрагменты из «Мастера и Маргариты» с Владимиром Стекловым в роли Воланда.

«Вы утверждаете, что Бога нет, тогда и дьявола тоже нет? Конечно, нет. Что ж это такое, граждане? Что у вас за страна такая – чего не хватишься, ничего нет!»

«Мне пришлось услышать однажды такую оценку. Знаете, я впервые увидел Воланда, который верит в Бога. Это не моя формулировка. Может, это прозвучало кощунственно, но как иначе? Он же часть семьи той самой. Поэтому может быть падшим, но ангелом», — считает народный артист России Владимир Стеклов.

Булгаковский дом и сейчас не перестает искать неизвестные тексты писателя и готовит книгу под названием «КГБ и Булгаков».

«Там интересно то, как Булгаков виден со стороны – это донесения агентов, куда ходил, что говорил, как он воспринимался людьми по-другому политически настроенными», — говорит директор музея-театра «Булгаковский Дом» Николай Голубев.

На Патриарших – Музей Булгакова – погружает гостей в начало прошлого века. Здесь и ретрофотография с видимым процессом проявки – с помощью военно-полевой лаборатории, такие применялись в 20-х. И музыка тех лет. От коллекционера ретропластинок, доцента Московской консерватории Федора Софронова.

«Я хотел привезти пластинки подлинные, записанные в Советской России в те годы. Например, первая запись Александра Цфасмана, которая играла в саду Эрмитаж, его слушал Булгаков, и который играл фокстрот «Аллилуйя!». Но их остается все меньше и меньше, и очень не хочется выносить их на открытый воздух. Вместо этого будет играть оркестр русских эмигрантов в Берлине. Вот эта пластинка – «Алиллуйя» из романа Булгакова», — рассказывает композитор, кандидат искусствоведения, доцент МГК Федор Софронов.

Музыка булгаковского времени – фон для чтения «Мастера и Маргариты». На Патриарших солирует Александр Филлипенко: «Брал, брал, но нашими советскими брал. Прописывал за деньги, не спорю, бывало. Но валюты не брал, не брал. А Коровьев – он черт – вон он, за шкафом, вон он валяется, держите его. Окропить помещение!».

У музея Булгакова – планы на весь юбилейный год.

«1926 год был важным в жизни Булгакова, поэтому в ноябре в музее будет научная конференция, приуроченная к юбилейной дате – к 50-летию публикации романа», — говорит директор Музея Булгакова Петр Мансилья-Круз.

Говорят, чем больше знаешь о Булгакове – тем больше возникает вопросов. В этот год, вероятно, их появится больше вдвойне.

Булгаковский фестиваль продолжается. Каждые выходные Патриаршие будут возвращаться обратно в 30-е. Все это продлится до 11 июня.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>