В Таллине после двухлетнего перерыва возобновились «Дни Довлатова»

В Таллине после двухлетнего перерыва возобновились «Дни Довлатова»

В Эстонии «мы помним Довлатова» — не пустые слова: живы еще люди, которые работали с ним, дружили с ним, враждовали с ним, пили с ним водку и стали его персонажами. Потому появление в 2011 году Дней Довлатова в Таллине было только логично. Придумавший фестиваль эстонский бизнесмен Оливер Лооде влюбился в книги «последнего классика» и подгадал к тому же момент: в тот год Таллин стал культурной столицей Европы.

Главой фестиваля сделалась писатель Елена Скульская, некогда работавшая с Довлатовым в редакции газеты «Советской Эстонии» и с ним дружившая. Фестивалю сопутствовал успех, и немудрено: наряду с Ленинградом и Нью-Йорком Таллин — город, с которым имя Довлатова связано неразрывно, и в центре вешать памятные доски с его именем можно почти на любой дом. В Таллине по большей части происходит действие «Компромисса»; здесь Сергей Донатович лелеял надежды издать первую книгу, а когда этого не случилось (набор сборника «Пять углов» издательство «Ээсти Раамат» уничтожило по указке КГБ), решил покинуть не только Эстонию, но и СССР, чем предопределил все свое дальнейшее — уже бескомпромиссно писательское — существование.

За эти годы Дни Довлатова несколько раз меняли продюсеров, а в 2015 и 2016 годах не проводились вовсе.

— Фестиваль без продюсера невозможен, — говорит Елена Скульская, — кто-то должен трезво оценивать наши возможности и говорить: этого мы сделать не можем, на это нет денег…

Наконец, продюсер был найден (им стал поэт Игорь Котюх), финансовые вопросы решились — и Дни Довлатова воспряли ото сна.

— Мы сразу решили, что у нас будет очень высокий уровень, — продолжает глава фестиваля. — К нам приехали дочь Довлатова Катерина и его друзья, писатель Александр Генис из Нью-Йорка, литературовед Андрей Арьев и историк Лев Лурье из Петербурга. Среди гостей — художник Александр Флоренский, выставка которого открылась в Таллине, российские издатели Елена Шубина и Леонид Шкурович, привезший к нам переизданный четырехтомник Довлатова, представители Императорского фарфорового завода, показавшие свою новинку, подарочный набор «Чемодан», созданный по мотивам книги Сергея. А еще — один из лучших контрабасистов мира Владимир Волков, под аккомпанемент которого во время «Довлатовского марафона» исполнялся столь любимый Сергеем джаз.

С 25 по 27 августа в рамках фестиваля состоялись творческий вечер Александра Гениса «За что мы любим Довлатова?», экскурсии «По Довлатовским местам», еще несколько околодовлатовских мероприятий. Кульминацией стал «Довлатовский марафон» — нечто среднее между гала-концертом, капустником и чтениями. Довлатов, как известно, любил литературу и джаз; последний стал не только полноправным участником марафона, но и его основным творческим принципом: многоголосица, «смешение жанров, черт побери», изобилие литературно-музыкальных тем, которые то спорят, то переплетаются, выводя мелодию на новый уровень.

Стихи любимых поэтов Довлатова — Мандельштама, Цветаевой, Пастернака, — чередовались с армянскими и еврейскими песнями в честь родителей Сергея Донатовича, торжественными выступлениями фальшивых «иностранных гостей», которые на разных языках читали важный для них довлатовский отрывок (как на беду, один и тот же), диалогами конферансье с эстонскими политиками, на двух языках приводившими «самые-самые» довлатовские цитаты — и так далее, и так далее. Завершился марафон чтением поэмы Иосифа Бродского «От окраины к центру» — по строфе на каждого политика, журналиста, актера, писателя, музыканта, которые вроде бы спонтанно, в едином порыве вставали и шли на сцену…

Этот абсурдный карнавал был очень довлатовским по духу: на поверхности — серьезным до нелепости, так что в какой-то момент невозможно было не расхохотаться, не посмеяться в том числе над самим собой; в глубине — хитро подмигивающим, скоморошеским, потешным — настолько, чтобы заставить задуматься: чем именно берет нас Довлатов? Как сказал Александр Генис: «Алфавит Сергея состоял не из букв, а из людей. Он любил людей…» Это не самое очевидное свойство язвительнейших довлатовских текстов, но, может быть, именно оно в конечном счете и подкупает. В ходе марафона самые разные жители Эстонии, превозмогая все свои партийные, социальные, творческие, национальные разногласия, объединились ради Довлатова. Оказывается, единение все-таки возможно. Или его иллюзия — но разве не таково по сути любое искусство?

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>