В Сочи сегодня открывается «Кинотавр». И хотя у Открытого российского кинофестиваля в этом году ярко выражены новые тенденции, главные задачи смотра – прежние: не просто показать кино, а представить панораму, некий культурный срез современного общества. И, конечно, открыть новые имена – познакомить публику с авторами, у которых собственный уникальный стиль и киноязык.
Изменение гендерной структуры в кино – международный тренд. Как и то, что в него легче входят молодые. Так что «Кинотавр» в тренде: из 14 конкурсных картин – девять дебютов и пять лент, снятых женщинами.
«Там не только режиссеры женщины. Если вы посчитаете количество продюсеров женщин, вас это еще более удивит. Мир вокруг действительно становится все более непредсказуемым, и эта витальность, способность к выживанию, приспособляемость – известно, что женщина всегда более приспосабливаема ко всем сложным кризисным моментам», — считает кинокритик, член жюри конкурса «Кинотавр. Короткий метр» Лариса Малюкова.
Впервые в истории «Кинотавра» в основном конкурсе участвует сразу две документальные ленты – «Чужая работа» Дениса Шабаева и «Год литературы» Ольги Столповской. И хотя сталкивать художественное и документальное кино – тенденция всех международных фестивалей, отборщики «Кинотавра» говорят: «Без документальных лент не обойтись».
«В этих картинах есть наша реальная жизнь. Режиссеры пытаются художественно осмыслить и рассказать нам, что они по этому поводу думают. Вот этого в игровых картинах наличествует очень мало», — отмечает киновед, член отборочной комиссии фестиваля «Кинотавр» Сергей Лаврентьев.
Режиссером-дебютантом на «Кинотавре» выступит известный актер Гоша Куценко. В новом амплуа он представляется Юрием Куценко. Трагикомедия «Врач» – очень личная история о врачах-онкологах, снять которую актера подтолкнула долгая тяжелая болезнь родителей. В результате – картина о жизни и смерти, с хрупким балансом между юмором, на котором настаивали друзья-врачи, и кровью, за которую ратовали друзья-кинематографисты.
«Первый раз в жизни я не могу понять реакцию. Я даже шутку придумал: лишь бы не возникло давки, когда люди будут покидать зал. Я сяду, и уже знаю, какая у меня будет поза, как я буду сидеть. Господи, зачем я это оставил, нужно было отрезать, я так и знал, что здесь никто не улыбнется», — рассказывает актер, режиссер Гоша Куценко.
В числе мастеров в этот раз оказался Кирилл Серебренников с фильмом «Ученик» по пьесе «Мученик» современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, по которой он также поставил спектакль. «Ученик» уже успел получить оценку в Каннах – независимую премию Франсуа Шале. Серебренникова называют в числе фаворитов нынешнего «Кинотавра». Сам режиссер относится к этому скептически.
«Я не мэтр. Я так редко снимаю кино, что я не хочу никаких званий, корон. Я себя считаю всегда дебютантом, поэтому, когда на четвертой картине я удивился, что это нельзя назвать дебютом – как это? Это всегда дебют! Я – всегда дебютант», — говорит режиссер Кирилл Серебренников.
О том, что жюри во главе с режиссером Николаем Лебедевым – автором недавнего кинохита «Экипаж» – работа предстоит нелегкая – говорит и президент «Кинотавра» Александр Роднянский.
«Мало авторского кино, мало остросоциального кино. Мало того кинематографа, который обычно называют фильмами «морального беспокойства». С другой стороны, много очень попыток делать кинематограф, любопытный широкой аудитории, то есть фильмов жанровых, пытающихся упаковать подчас даже очень нестандартные истории в привычные жанровые формы. Это позитивная вещь», — отмечает президент фестиваля «Кинотавр» Александр Роднянский.
Впереди – восемь дней открытий, ожиданий, волнений. «Кинотавр» – место встреч тех, для кого кино по-прежнему – важнейшее из искусств.
Последние обсуждения