Хотите попасть за кулисы цирка? Или, может быть, всегда мечтали пройтись по пустующей арене после представления? Как ни странно, теперь для этого нужно идти в Русский музей — там открылась удивительная выставка, на которой найдется буквально все от уличных балаганов до полунинских «Лицедеев».
Несмотря на простое название, выставка «Цирк» представляет гостям совсем непростую экспозицию — 400 самых разных экспонатов, собранных как из частных коллекций, так и музейных собраний. Начинается все с арлекинов и скоморохов — они интересовали живописцев в разные времена: есть в зале, например, полотно Виктора Васнецова «Акробаты» и рисунки Сергея Судейкина «Масленичный Петрушка».
Сделав несколько шагов, попадаешь в настоящий цирковой шатер. Здесь чалмы, чемоданчики, клоунские ботинки… Словом, весь тот реквизит, благодаря которому на арене и происходит волшебство. А вот захваченные происходящим зрители или подглядывающие друг за другом артисты — это уже закулисье. Увидеть цирк «по ту сторону» позволяют не только картины, но и фотоснимки, предоставленные Центром фотографии им. братьев Люмьер.
— Цирк — это всегда праздник. Не только для зрителей и гостей, но и для художников. Следы их восторга тоже остаются нам, — рассказывает замдиректора Русского музея по науке Евгения Петрова. — Мы специально не выделяли здесь шедевры, хотя громких имен тут немало. Все они идут вместе с современными работами, и смысл этого маскарада возобновить, восстановить радость от цирка, которая сейчас немного потеряна.
Главным источникам радости — клоунам — посвящен как раз следующий зал. В его центре звезда, лучи которой образуют легенды, — Юрий Никулин, Олег Попов, Леонид Енгибаров, Борис Вяткин и Михаил Румянцев (Карандаш). Вместе с фотографиями и афишами тех лет здесь выставлены фарфоровые фигурки и личные вещи всеми любимых персонажей. Если вы забыли, в какой шапочке выступал Карандаш, то вот она, здесь. В этом же зале галерея клоунских портретов, созданных в 1980-х годах художником-графиком Романом Левицким. Герои его лично оставили свои комментарии на рисунках. «Первый раз я похож!» — написал, например, в уголке своего портрета Никулин.
Поближе познакомиться с гимнастами, жонглерами и силачами на выставке тоже можно. Под потолком подвешены небольшие скульптуры, напоминающие о номерах бесстрашных акробатов, им же посвящена композиция современных художников «Шоу» — она показывает непривычный «вид сверху». И это столь же забавно, сколь и захватывающе, ведь внизу много-много задранных голов и открытых от восторга ртов.
Есть в экспозиции и афиши — изучать их отдельное удовольствие. Чего стоит хотя бы экспонат 1927 года, приглашающий зрителей на «мировой заграничный аттракцион «Загадочный индус».
Искусствоведы же обращают внимание на одну из картин Александра Семенова. Это пример того, как благодаря художнику в истории остался номер, показанный некогда в Ленинградском цирке.
— На арене ставился стеклянный куб, наполненный водой, а в нем подводная лодка. Целый час на глазах у публики водолазы чинили ее, а потом поднимали со дна. Впервые работа водолазов показывалась людям вживую, — поясняет сотрудница Музея циркового искусства Екатерина Шаина. Основная часть представленных экспонатов (124 предмета) фонды именно этого петербургского музея. Однако посещают его чаще всего сами цирковые артисты или школьники, так что многих сокровищ попросту никто кроме них и не видел.
Венчает выставку зал, созданный Вячеславом Полуниным и его «Лицедеями». В небольшом затемненном пространстве фотографии, слайд-шоу, сценические костюмы. По выходным, обещают в музее, сюда будут приходить артисты, общаться с посетителями и показывать номера.
К слову, одним из первых выставку посетил Олег Попов. Количество пришедших на открытие его порадовало: «Я очень рад этому, ведь цирк — всегда хорошее настроение. Знаете, многие пишут, будто цирк умирает, а я всегда говорю: пока светит солнышко, наше искусство не погибнет».
Побывать в цирке с помощью Русского музея можно до 9 июня.
Последние обсуждения