Петергофский музей-заповедник представляет «Императорские чугунки» — именно так в XIX веке называли железнодорожные поезда. Экспозиция приурочена к 180-летию железных дорог России и юбилею петергофского направления — ему исполняется 160 лет. Репортаж Людмилы Бурим.
Сегодня от Петербурга до Москвы на скоростном поезде можно доехать за 4 часа. А началась история железнодорожного сообщения между двумя столицами с гораздо более «серьезных» цифр. От Питера до Москвы — за 21 час 45 минут.
Эти неспешные поезда в народе получили прозвище «костотрясы». Длина рельса тогда составляла 4,5 метра, зазоры между ними доходили до 1,5 сантиметров, а подвеска в вагонах была одинарная — она попросту не справлялась. Так что, преодолеть весь путь было непросто. Тем не менее, «чугунки», так называли железные дороги, все равно быстро завоевали любовь пассажиров.
Любопытно, что чугун при строительстве уже почти не использовался. Название пошло еще с конца XVIII века. Тогда им обивали деревянные рельсы для вагонеток, которые ходили между заводскими помещениями.
«Это народное звучание. Ярлык такой, потому что это не соответствует действительности. Чугун не может использоваться в качестве рельсов, с точки зрения его характеристик это недопустимо», — объяснил ректор Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I Александр Панычев.
Выставка к юбилею не зря открылась именно в Петергофе, а не в Пушкине или Павловске. Если Царскосельское направление было первым, то Петергофское уже через несколько лет после открытия стало самым популярным у жителей столицы.
«В Петербурге была уникальная традиция. Люди снимали квартиру в городе только на зимний сезон, а летом освобождали площадь и ехали сюда, заказывали вагон. Вагон этот назывался «кукушка», у него был очень смешной сигнал. И тогда сразу появлялось другое понятие — «дачный муж». Это был чиновник, который из города каждый день возвращался сюда», — рассказала генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая.
Кстати, тогда дорога занимала 45 минут — практически столько же, сколько и сейчас. Разница в другом: билет до дачи стоил в два раза дешевле. Видимо, так акционерное общество Петергофской железной дороги завлекало петербуржцев за город.
Выставку специально организовали в Верхнем парке музея — вход в него свободный. Так что, познакомиться с историей «сухопутных пароходов», как называли паровозы, могут все желающие.
Последние обсуждения