В Петербурге впервые представят балет «Пиковая дама». А после него — и «Онегина»

В Петербурге впервые представят балет «Пиковая дама». А после него — и «Онегина»

Пушкина можно не только читать, но и танцевать. По крайней мере, «Пиковой даме» и «Онегину» суждено теперь уйти в балет. В Театре балета имени Леонида Якобсона специально приехавший аргентинский хореограф Иньяки Урлезага ставит с петербургской труппой «Пиковую даму» на музыку Петра Чайковского. За основу взяли либретто его известной оперы. Но не под копирку. По сути, Урлезага создал собственное либретто.

Хореограф Иньяки Урлезага (Аргентина) на репетициях балета «Пиковая дама». Фото: Пресс-служба Театра балета им. Леонида ЯкобсонаХореограф Иньяки Урлезага (Аргентина) на репетициях балета «Пиковая дама». Фото: Пресс-служба Театра балета им. Леонида ЯкобсонаХореограф Иньяки Урлезага (Аргентина) на репетициях балета «Пиковая дама». Фото: Пресс-служба Театра балета им. Леонида Якобсона

В том, что глубоко русское произведение нашего главного поэта воплощает в танце именно латиноамериканец, художественный руководитель театра Андриан Фадеев не видит никакого противоречия.

— Иньяки Урлезага — художник-постановщик с мировым именем, обладающий интересным стилем и несомненным режиссерским талантом, — говорит Фадеев. — Удастся ли ему передать дух произведения Пушкина? Думаю, да. Он серьезно подходит к задаче и понимает всю ответственность — ставить «Пиковую даму», да еще и в Петербурге. С ним, естественно, работает русский ассистент, помогают один из самых выдающихся сценографов наших дней Эцио Фриджерио и художник по костюмам Франка Скуарчапино. Они итальянцы, но ведь когда-то, как мы знаем, и архитектурный ансамбль того самого пушкинского Петербурга во многом был создан итальянцами.

Сами артисты в успехе постановки не сомневаются.

— Уже с первых репетиций было понятно, что Иньяки очень тонко чувствует произведение, — говорит Алла Бочарова, исполнительница роли Лизы. — Для него мы прежде всего актеры, а уже потом танцовщики. И для нас, привыкших в первую очередь отрабатывать безупречную технику, это ново и прекрасно.

Премьера балета «Пиковая дама» в хореографии Иньяки Урлезага состоится 5 декабря на сцене БДТ имени Товстоногова. У Пушкина, как известно, герою не везло, пиковая дама, как навязчивая идея, преследовала его. Будет ли успешной премьера, узнаем скоро. Но страданиями Германа театр не ограничится.

«Пиковая дама» у аргентинца Урлезаги постоянно в процессе, в движении — будет меняться до самой премьеры, а возможно, и после
Вторую — тоже пушкинскую — премьеру Театр Якобсона приберег на конец сезона 2019/20. Она обещает стать грандиозной — балет «Онегин» в хореографии Джона Крэнко. Поставить легендарный спектакль 1965-го года мечтают все ведущие театры мира, однако получить право на это очень непросто. Шесть лет назад впервые это право получил Большой театр. В Санкт-Петербурге первым Театр балета имени Якобсона.

«Пиковая дама» постоянно в процессе, в движении — будет меняться до самой премьеры, а возможно, и после. С «Онегиным» все по-другому. Тут чистота хореографии строго контролируется. Прошедшим летом с петербургской труппой работал Рид Андерсен — худрук Фонда Крэнко, курирующий постановку «Онегина» на международных сценах.

— Работа с Ридом меня поразила, — рассказывает о репетициях Андрей Сорокин (в «Пиковой даме» он Герман, а в «Онегине» — Евгений). — Это был самый оптимизированный процесс — настолько четко все было выверено. Но при всем этом щепетильном отношении к хореографии он уделял большое внимание эмоциональной стороне: объяснил, что мы можем подавать героя через призму своего характера, создавать его таким, каким видим сами. Это важно. Ведь когда танцовщика загоняют в жесткие рамки, он перестает был вовлеченным в процесс.

— Рид трактовал буквально каждое движение, — продолжила «Татьяна Ларина» (Елена Чернова). — Каждый арабеск, каждое плие — все что-то значит. Глубочайшую драматургию Пушкина мы передаем через тело, пластику… Как он нас увлек и вдохновил! В зале часы пролетали как минуты. Конечно, «Онегин» — это мечта любого танцовщика. И мы счастливы, что она для нас станет явью.

«Онегина» исполнят три состава. Как заверяют в театре, это будут три очень разных спектакля.

Веселое имя Пушкин — сказал когда-то Блок. Нетерпеливый зритель ждет танцующую пиковую даму и Онегина. И быстрой ножкой ножку бьет.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>