В петербургской KGalery открылась выставка «Кустодиев». Живописец, поражающий буйством красок, представлен здесь в совершенно необычном ракурсе.
В Петербурге открылась выставка Бориса Кустодиева
Во-первых, среди сотни работ довольно большое место отведено графике и фотографиям мастера. Да-да, наверное, не многие знают, что прославленный певец ярко-пестрых народных праздников, изобильного купеческого быта, занимался еще и такими сдержанным, «суховатым» направлением искусства как печатная графика. И вот что удивительно: графика Кустодиева, черно-белые рисунки тушью отличаются не меньшей сочностью, чем его живописные работы. Для этого достаточно взглянуть хотя бы на его «Продавца шаров» или «Ярмарку в деревне». Похоже, он воспринимал эти техники как вызов самому себе — смогу ли? А смог так, что у зрителя ни на секунду не возникает сомнение в самобытности особого — кустодиевского — взгляда. Это прославление многообразной сочности жизни сквозит и в его фотографиях.
— В экспозиции представлены работы из частных собраний Петрограда-Ленинграда-Санкт-Петербурга и знаковые произведения из коллекций петербургских музеев, — рассказывает куратор Ксения Ремезова.
А потому выставка получилась, как и сам узнаваемый стиль Кустодиева — пестрой, разнообразной и весьма поучительной.Например, тут можно увидеть эскизы к знаменитой картине Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года»: известно, что Борис Кустодиев помогал мэтру создавать это колоссальное полотно.
Увидят зрители и этапы подготовки к культовой картине «Купчиха за чаем». В частности, в экспозиции представлен портрет красавицы Елены Грековой, а также «Девушка с чашкой», на которой запечатлена Мария Шостакович, сестра великого композитора.
Нельзя равнодушно пройти и мимо «Голубого домика». Это — не просто картина Кустодиева, а мульмедийный проект, созданный специально для этой выставки медиахудожником Алексеем Захаровым и куратором Анной Хавер. Многочисленные обитатели и гости этого чудного домика с мансардой оживают в этом проекте: кто-то обмахивается веером, а кто-то открывает ставни, пьет у самовара чай, играет с собакой…
Фото: Google Maps
В Петербурге признали памятником дом художника Бориса Кустодиева
Отдельный раздел посвящен Кустодиеву-портретисту. Умение «схватывать» характер модели было в высшей степени присуще мастеру. Особенно убеждает в этом его портрет художницы Остроумовой-Лебедевой. Скромный по размерам, выполненный всего-навсего темперой и акварелью, он как никакой другой портрет этой удивительной женщины передает ее своеобразный нрав: живой, веселый, очень самостоятельный и дерзкий. Остроумову-Лебедеву писали многие, но только Кустодиеву удалось, думается, в полной мере передать всю прелесть этой незаурядной личности.
Представлена в экспозиции и мелкая пластика Кустодиева — роскошны его фарфоровые статуэтки «Плясунья», «Гармонист», не раз тиражируемые Ломоносовским фарфоровым заводом.
Кустодиев прожил удивительно счастливую для художника жизнь: его произведения получали высшие награды на международных выставках в Мюнхене, Венеции, Брюсселе. Он не знал гонений на переломе эпох, потрясших Россию в 20-е годы прошлого века. И даже жестокая болезнь, приковавшая его к инвалидной коляске и унесшая в 49 лет не сделала его нытиком и страдальцем. Во всяком случае, его работы показывают нам на редкость счастливого человека. При этом умеющего заразить своим счастливым мироощущением других.
Выставка продлится до 26 апреля 2020 года.
Последние обсуждения