В Перми завершился XVII международный фестиваль документального кино «Флаэртиана».
Его история начиналась в начале 90-х годов. Первый фестиваль состоялся в 1995 году и до 2006 года проводился один раз в два года по формуле теоретического симпозиума.
Как с юмором сказал на церемонии закрытия «Флаэртианы-2017» ее президент Павел Печенкин :
Режиссер фильма о российском разведчике Филби раскрыла секреты съемок
— Около 15 тысяч зрителей побывали на площадках «Флаэртианы». Мы идем вперед. Люди научились правильно произносить название нашего фестиваля.
Кинофестиваль носит имя американского режиссера Роберта Флаэрти, одного из основоположников и классиков мирового документального кино. Как подчеркивают организаторы, все ленты «Флаэртианы» соответствуют эстетике первого фильма Роберта Флаэрти «Нанук с Севера». Основной метод «флаэртиановского» кино — длительное наблюдение, «привычная камера». Главный герой проживает на экране часть своей жизни, и мы видим ее такой, какая она есть на самом деле.
«Флаэртиана-2017» — это насыщенные программы трех конкурсов — международного, национального («Российская Флаэртиана»), студенческого, трудно было отдать предпочтение чему-либо (около 150 кинолент!). Поэтому многие фильмы показывали дважды — утром и вечером, за что все — участники, гости, зрители — были благодарны организаторам.
Темы, предложенные на мастер-классах, собирали полные залы: «Изобразительный язык кинодокументалистики», «Работа оператора в документальном кино», «Стратегия продвижения фильма: зоны риска», «Будни документалиста» и другие…
Прошли показы дружественных фестивалей — DOC Point (Финляндия), Millenium (Бельгия) и специальной программы к Году экологии, собранной Байкальским международным фестивалем документальных и научно-популярных фильмов «Человек и Природа». И ретроспектива фильмов московской киностудии «Риск». Свои программы у детей: «Инноваторы. Transforming the world», «Культуры народов России и мира».
В Перми «продвинутая» публика — и стар, и млад. К доккино детей приучают здесь со школьного возраста. За 22 года вырастили «своего» зрителя. Популярно такое кино и среди студентов, и среди пожилых людей. Очереди в кассе! Хотя конкурсное кино показывают не бесплатно, билеты на многие сеансы просто не купить — они быстро заканчиваются, в кассе спрашивают «входной», мест в залах (их несколько, и в каждом одновременно идут разные фильмы) всем не хватает, приходится ставить стулья, скамейки. Конечно, кинематографисты просто счастливы от такого внимания.
А как можно не радоваться, когда молодые люди говорят приезжим знаменитостям:
— Ранняя осень и «Флаэртиана» в Перми — это время, когда многие влюбляются в свой город.
Когда пожилые люди выбирают из огромной насыщенной программы показов студенческое кино и говорят: «Фильмы ребят гораздо актуальнее, интереснее, тактичнее! Они такие темы поднимают, за которые порой взрослые режиссеры, мэтры не возьмутся . Рассказывают про черствость и бездушие властей, про любовь к родителям, про нищих, просящих подаяние на улице, про то, что в любой ситуации надо оставаться людьми».
Более семи тысяч зрителей фестиваля — 2017 — пермские студенты. К слову, президент Пермского госуниверситета Владимир Маланин стал нынче обладателем именного «Нанука». «Несколько лет назад Павел Печенкин вовлек меня в орбиту «Флаэртианы», с тех пор весь университет находится в этой орбите. Но и «Флаэртиана» нашла здесь благодарного зрителя. Надеемся, что на долгие годы университет будет если не родным домом, то площадкой и местом, где «Флаэртиана» будет проходить», — отметил профессор.
Новинка нынешнего фестиваля — Flahertiana Forum (16+), пятидневный проект, главная задача которого продвижение фильмов в начальной стадии производства на мировой рынок. Принять участие в проекте могли документалисты из России и стран Восточного партнерства (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина) с проектами, имеющими международный потенциал.
Первой частью Flahertiana Forum был тренинг для студентов и начинающих документалистов — работа с опытными продюсерами над презентацией своих проектов, лекции членов жюри международного конкурса «Флаэртианы» и профессионалов Flahertiana Workshop. Вторая часть — двухдневный питчинг, в котором участвовали студенты, выбранные тьюторами на тренинге, и опытные документалисты. На проведение проекта в Перми грант предоставило Федеральное министерство иностранных дел Германии.
Смотрели в эти дни и фильмы членов жюри. Было несколько спецпоказов, они всегда пользуются повышенным вниманием публики. Представить свой фильм «Дети мисс Кит» («ода идеальному учителю, о котором можно только мечтать») приехали голландские кинематографисты Петра и Питер Латастеры. Их работу посмотрели зрители более сорока стран мира, а в Перми состоялась российская премьера. Еще одна российская премьера — фильм Павла Лозинского «Ты даже не представляешь, как я тебя люблю» (Польша). А московский режиссер Борис Караджев представил пермякам свою новую картину «Фабрика грез» для товарища Сталина».
Сразу после окончания фестиваля стартует проект «Эхо Флаэртианы» (будет длиться весь год). Первые показы пройдут уже в эти выходные в киноцентре «Премьер».
Подведены итоги кинофестиваля «Меридианы Тихого»
Гран-при и приз «Большой Золотой Нанук» (плюс награда в 250 тысяч рублей) достался фильму Пьера-Франсуа Соте «Калабрия» (Швейцария). Роуд-муви, 117 минутный фильм-путешествие в катафалке. После смерти итальянца, приехавшего в Швейцарию на заработки, два сотрудника похоронного бюро Йован и Жозе возвращают тело усопшего в родную деревню. Их поездка становится способом почтить память усопшего и прославить жизнь.
Зрители ставили отметки фильмам международного конкурса и выбрали «Конкурс» Евгения Ховаева (Россия). Автор в 2013 году окончил ВГИК (мастерская Сергея Мирошниченко). Герои фильма — четыре пианиста из разных стран. У них разные жизненные пути, но одна любовь к музыке и общая цель: победить на престижном международном конкурсе имени Чайковского. Прежде «Концерт» поощрили наградами члены жюри нескольких фестивалей.
Другие награды фестиваля «Флаэртиана»:
Приз «Серебряный Нанук» в номинации «За открытие новых тем и новых героев» и премия 75 тысяч рублей — «Взрослые» (Мэйти Альберди, Чили, Нидерланды, Франция).
Приз за оригинальное художественное решение «Серебряный Нанук» — «Зона Франка» (Георгий Лазаревский, Чили, Франция).
Специальное упоминание жюри за яркое метафорическое изображение трагедии палестино-израильского конфликта — «В ожидании жирафа» (Марко де Стефанис, Нидерланды).
Специальное упоминание жюри за созданные автором сложные и многогранные образы героев — «Причастие» (Анна Замецкая, Польша).
Специальный приз международного жюри и оргкомитета фестиваля «За выдающийся вклад в развитие документального кино» — Михаэль Главоггер.
Приз за лучший фильм национального конкурса «Российская Флаэртиана» — «Малый Золотой Нанук» и 25 тысяч рублей — «В центре циклона» (Елизавета Козлова, Россия).
Специальное упоминание жюри за поэзию простой жизни — «Сельский киномеханик» (Александр Калашников, Россия).
Специальное упоминание жюри за музыку, выходящую из берегов — «Последний вальс» (Юлия Бобкова, Россия).
Приз конкурса студенческих фильмов — диплом МКФ «Флаэртиана» за лучший фильм и 20 тысяч рублей — «Достояние республики» (Анна Кузнецова, Россия).
Специальное упоминание жюри за милосердие — «Сестра» (Анастасия Кузякова, Россия)
Специальное упоминание жюри за риск и точную оптику — «Красота» (Кристина Кужахметова, Россия).
Специальный приз от Festagent — «Достояние республики» (Анна Кузнецова, Россия).
Основной спонсор фестиваля — Правительство Пермского края.
Последние обсуждения