Новый фильм Вуди Аллена «Колесо чудес» выходит в российский прокат 8 февраля 2018 года. Однако, его уже показали представителям СМИ, и запретов на то, чтобы описывать первые впечатления — нет. В интернете, в частности, в блогосфере, картину уже обсуждают вовсю. Тем более, что в мировом прокате она появилась 14 октября.
Вуди Аллен снял за свою жизнь более 80 фильмов. Трудно сказать, какому зрителю и сколько нужно их пересмотреть, чтобы, наконец, понять механизм. Художественная «формула» заключается в том, что Вуди Аллен показывает нам психологические сценки из жизни, складывает азбуку реальных ситуаций, дает уроки, так сказать. И такое кино действительно можно снимать «километрами» — как минимум, по фильму в год, что он и делает. Вот есть Джинни и Мики, например. А еще есть Кэролайн и Хампти. Он любит ее, она любит другого, но не любит третью. Но третью любит другой. В ответ на это можно возразить, что любое кино есть разбор жизненной психологической ситуации. Это — правда. Но так азбучно и наглядно, просто и вместе с тем глубоко делает лишь Вуди Аллен. И в этом его авторский стиль. Зрители потом часто проигрывают в голове истории Аллена, примеряя их на свои жизни. Правильно ли поступила голубоглазая Жасмин, не слишком ли увлекающаяся Вики, вот бы попасть в Париж в полночь и так далее? Есть фильмы, где Аллен рассказывает житейские истории глубоко и мощно. Например, «Матч-пойнт». Иногда скатывается в примитивность, словно работает для взрослых детей. Вот и «Колесо чудес» на первый взгляд может показаться совсем уж примитивным. Однако неудача Аллена в данном случае не в простоте, а в том, что он взялся исследовать вещь, которую в принципе понять нельзя. Если ранее у Аллена часто — почти всегда — в фильмах разбирались измены, то сейчас он решил понять… женское коварство. А это практически нереально.
Итак, Мики (его играет Джастин Тимберлейк) работает спасателем на пляже. Это позволяет показать его прекрасную фигуру, правда, в закрытом купальном костюме — речь о начале прошлого века и стилизация в фильме, кстати, блестящая. А то, что Мики — ветреник, романтик и писатель-драматург, мы узнаем уже из его рассказа. Причем, повествование — с элементами классической древнегреческой трагедии, хотя для данной истории больше подошел бы Шекспир. Впрочем, начинающему драматургу смешение жанров и эпох простительно.
«Входит Кэролайн…», — так представляет главную героиню Микки. Она появляется из перехода, но создается впечатление, что из-за кулис. Молодую красотку с несчастным лицом играет Джуно Темпл. Ее хочется защитить и пригреть практически любому мужчине, который окажется рядом. Но она приехала к отцу Хампти (Джеймс Белуши), потому что попала в сложную ситуацию, и ей нужна помощь.
Однако, все эти персонажи — второстепенны, они оттеняют главную героиню — жену Хампти Джинни (в этой роли — Кейт Уинслет, которая впервые снимается у Вуди Аллена, и по поводу ее участия в фильме было много разговоров). При русском дубляже картины Джинни наделили неприятным резким голосом. Поначалу это очень раздражает — зрители привыкли к другому голосу у этой актрисы, но примерно с середины фильма понимаешь, что такой ход — оправдан. Джинни — не стерва, как уже многие подумали. Она — говоря по-русски — несчастная баба, которая сама себя завела в неприятную ей ситуацию. Понимает это. Но сделав неприглядный поступок однажды, уже не сможет вернуться на праведный путь. Джинни не любит сама себя, у нее внутри — разлад, что проявляется в частых головных болях. Но такие люди неспособны любить и окружающих. Даже, если им кажется, что они — влюблены. Сын Джинни, словно выражая сущность его матери, сжигает все вокруг себя в прямом смысле. И неизвестно, что лучше было бы для малышки Кэролайн: где ей следовало прятаться и от кого укрыться?
Вуди Аллен прав в одном — все женские «не знает, чего хочет», мелкие подлости и дрязги идут от ощущения собственной несчастности. Таких надо бы пожалеть. Но большинство их тех, кто с ними рядом, живут по принципу «лучше не связываться». И таких женщин иногда весьма устраивает подобное положение вещей.
В зал с экрана буквально передается энергетика неудовлетворенной истерички. Зритель чувствует себя некомфортно. Вполне может заболеть голова и у него… Но сам режиссер не знает, что с такой женщиной делать. Он неспособен понять Джинни, хотя бы потому, что — мужчина. Поэтому фильм переходит в некую плоскость чувств, что вызывает легкое разочарование. Впечатление, что и Аллен боится таких женщин по жизни и предпочитает не иметь с ними дела. Но что-то заставило его, как художника, изобразить такой тип одним мазком.
Сильное место этого фильма — игра со светом. Кадр — то темен, то буквально засвечен, то сквозь тьму пробиваются лучи. Соответствующим образом выглядят и лица. Все это придает картине некую глубину. Иначе она была бы проста, как лошадка на детской карусели. А то, что наша жизнь и есть сплошное «колесо чудес», так тут Аллен ничего нового не сказал.
Последние обсуждения