Первая часть проекта «Модернизм без манифеста. Собрание Романа Бабичева» вписывается в традицию представления больших частных коллекций в музеях. Если учесть, что работы из собрания Романа Бабичева, в котором порядка 4000 произведений, нередкие участники музейных проектов, то это вполне ожидаемый шаг. Что неожиданно, так это, во-первых, то, что Бабичев пригласил в качестве кураторов сразу пять молодых искусствоведов (Надежда Плунгян, Александра Селиванова, Валентин Дьяконов, Ольга Давыдова, Мария Силина). Каждый из них работал с той частью коллекции, что относится к сфере его профессиональных интересов: кто с архитектурной графикой, кто с искусством «оттепели» или с советской живописью довоенных лет, кто с искусством начала ХХ века… Во-вторых, сюрпризом стало, что эта команда предложила фактически свою версию истории советского искусства, точнее отечественного модернистского искусства.
Модернизм и советское искусство вообще-то долго считались «несовместными», как волна и камень, лед и пламень. Иначе как «буржуазный» модернизм редко именовали в советских книжках. Но если рассматривать слово «модернизм» не как оценочный термин, а как характеристику художественной манеры, подхода автора к материалу, то речь пойдет о поиске современного языка искусства для рассказа о современности или модерне с его быстрым развитием индустрии, мегаполисов, колониальным переделом мира… Понятно, что эти поиски вдохновлялись равно как восторгом перед скоростью и новой красотой «века машин», так и ностальгией по уходящей натуре, будь то дворянские гнезда, крестьянская община или юность империи…
Взяв за основу коллекцию Бабичева, в которой как чистого «соцреализма», так и безусловного «авангарда» немного, кураторы попытались посмотреть, как эти поиски нового художественного языка века трансформировались в условиях нараставшего идеологического давления. Неудивительно, что их версия истории советского модернистского искусства получилось резко полемичной.
На выставке можно увидеть портрет жены — «спортсменки, комсомолки, отличницы», написанный Александром Мониным явно в диалоге со знаменитым двойным портретом «бубновых валетов» Машкова и Кончаловского. Среди неожиданностей «Завод» Александра Русакова, пылающий ярким оранжевым цветом, затемняющим синие фигурки рабочих. Или скульптура «Тракториста» Меера Айзенштадта. Фигура тракториста длинная, вытянутая, словно архитектон Малевича. Зато украшена трогательным маленьким трактором, примостившимся на плече рабочего словно котенок.
Возвращение почти забытых имен интересных художников — логичный результат стараний кураторов выставки
Возвращение почти забытых имен интересных художников логичный результат кураторского подхода. Скажем, имя Федора Платова, издателя футуристического альманаха, для многих станет открытием. Это не значит, что работ известных художников на выставке нет. Достаточно упомянуть скульптурные работы Врубеля, Матвеева и Коненкова, живопись Дмитрия Краснопевцева… Кураторы обещают и Вторую часть проекта.
Последние обсуждения