11 февраля в Королевской академии художеств Великобритании начнёт работу масштабная выставка, посвящённая столетию революции 1917 года. Главный вопрос – как повлияли эти события на развитие русского искусства? Экспозиция объединяет полотна разных художников, но её смысловой центр – Малевич и Петров-Водкин. Хронологические рамки экспозиции – с 1917 по 1932 годы, когда в СССР начались гонения на авангард. Выставку предваряет документальный фильм, посвящённый новому революционному искусству.
«Революция – новое искусство для нового мира» – документальный фильм и попытка воссоздать атмосферу, в которой творили мастера русского искусства в один из самых ярких и сложных периодов нашей истории.
«Было очень много разных течений, разных стилей, разных индивидуальностей, которые работали в это время и создали шедевры», – отмечает заместитель директора Государственного Русского музея Евгения Петрова.
Шагал, Малевич, Кандинский хорошо известны в Европе. Но фильм интересен и тем, что в нем представлены другие достойные, но не столь узнаваемые на Западе имена.
«Мы много рассказываем об уникальном мастере Густаве Клутсисе. Но он был расстрелян в 1938 году и не стал всемирно знаменитым, совершенно незаслуженно», – отмечает режиссёр фильма «Революция – новое искусство для нового мира» Марджи Кинмонт.
Проект организован на средства фонда «Искусство, наука и спорт» российского предпринимателя Алишера Усманова и опирается на собрания крупнейших музеев и беседы с потомками великих художников.
«Без такой помощи мы бы не увидели этого объединяющего момента связи революционных художников и художников, которые работают сейчас», – говорит художник, внучка Густава Клуциса Мария Кулагина.
Премьера фильма предшествует масштабной выставке в Лондоне, которая посвящена русскому искусству в период с 1917 по 1932 годы. Здесь собраны лучшие экспонаты из Русского музея и Третьяковки, частных коллекций и региональных музеев. Такого собрания под одной крышей ни видел никто.
«Это будет очень интересная выставка, которая заставит задуматься о многом и понять, как по-разному реагировали люди на произошедшее», – подчёркивает генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
«»Крестьянин» у Малевича, а рядом – работа в стиле соцреализма Ряжского, который написал картину «Председатель колхоза». Он был учеником Малевича. Когда вы смотрите на эти работы вместе, созданные, в общем-то, в одно и то же время – они диаметрально противоположны», – комментирует куратор выставки Наталья Маррей.
Время подъема и противоречий объединяло, а затем разделяло не только творчество, но и судьбы. Как написал в своих мемуарах знаменитый Петров-Водкин «потомки наши со временем разберутся от винтика к винтику в событиях, доисследуются до первопричины, почему закипел котел и почему вообще котлы кипят».
Потомки разобрались. Но даже сто лет после революции, в современном мире, котлы продолжают кипеть, причем с не меньшей силой.
Последние обсуждения