27 апреля исполнилось 250 лет со дня рождения Василия Львовича Пушкина. В советских учебниках по литературе писали: В.Л.Пушкин — второстепенный русский поэт. Конечно, слава Василия Львовича не сравнится со славой его племянника. Но в борьбе против «шишковистов», которые непременно хотели писать и думать на старомодный лад и вместо французского слова «тротуар» употребляли русское «топтальник», ему, пожалуй, не было равных. Их-то он и высмеял в своей, ставшей литературной сенсацией, поэме «Опасный сосед» и других стихах.
Вообще Василий Львович был признанный мастер острого слова. И меткий эпитет находил, и точную рифму:
Славянские слова таланта не дают,
И на Парнас поэта не ведут.
Или, к примеру:
Отечество люблю, язык я русский знаю,
Но Тредьяковского с Расином не равняю.
А что касается собственных стихов, то среди них было много подражаний и переводов горячо любимых им Горация, Вольтера, Арно, Тибулла, Катулла, Петрарки. И весьма недурных. В доме дяди Александр Сергеевич встречался с поэтами и литераторами своего времени. Даже в детстве Пушкину не запрещалось присутствовать при беседах взрослых. Наверняка будущий поэт «пропадал» и в превосходной библиотеке дяди, которую тот привез из большого заграничного путешествия. Именно Василий Львович определил Пушкина в Императорский Царскосельский Лицей. К числу добродетелей прекрасного рассказчика и декламатора Василия Львовича можно прибавить его увлечение театром, страсть к путешествиям, любовь к светским раутам и миленьким барышням.
Из памятных мест, связанных с Василием Львовичем, в столице чудом сохранился один примечательный дом. Небольшой деревянный особняк уютно расположился в Немецкой слободе, что на правом берегу Яузы, на северо-востоке Москвы. Его адрес — улица Старая Басманная, 36. Скромная табличка на фасаде с 60-х годов прошлого столетия возвещала о том, что здесь бывал Александр Пушкин (она то и спасла в свое время дом от разрушения и забвения). Прохожие проходили часто мимо, но любители старой Москвы знали, что именно здесь жил дядя «солнца русской поэзии», которого Александр Сергеевич с любовью называл «дядей на Парнасе» — Василий Львович Пушкин.
В 1824 году Василий Львович снял этот дом у титулярной советницы Пелагии Васильевны Кетчер. Архивы сохранили запись об этом. Неподалеку жила сестра Василия Львовича. Когда та захворала, он захотел жить поближе к ней, чтобы иметь возможность навещать Анну Львовну каждый день.
Сохранились в архивах сведения о том, каким был район Басманной во времена Пушкина: «4 квартала, 10 больших улиц, 10 приходских церквей, 2 рынка, 81 домовая лавка, 391 дом, из коих две трети деревянные, 45 прудов, 11 огородов, 227 фонарей, число жителей 6092». Неподалеку от дома Василия Львовича располагались усадьбы Голицына, Мусина-Пушкина, Муравьева-Апостолова…
8 сентября 1826 года первым адресом, куда направился Александр Сергеевич по приезду в Москву из Михайловской ссылки и после встречи в Кремле с императором Николаем I, от которого он милостиво получил разрешение жить в обеих столицах, стал дом Василия Львовича. Пушкин вроде уже забросил вещи в гостиницу «Европа» на Тверской, но не повидать любимого дядю после десяти лет разлуки он просто не мог.
Мемориальное здание на Старой Басманной было передано Государственному музею А.С. Пушкина в 1998 году для создания в нем филиала, посвященного дяде великого поэта. Однако долгожданному открытию в нем Дома-музея В.Л. Пушкина, которое состоялось 6 июня 2013 года, предшествовала многолетняя работа по реконструкции и реставрации дома. Сведения об интерьере дома не сохранилась.
В период подготовки к реставрации были обнаружены фрагменты паркетных полов начала XIX века, чудом сохранившиеся филенчатые двери и одна из печей парадной анфилады залов. Реставраторы вернули исторический облик и внутреннюю архитектуру особняка (проект был назван одним из лучших в городском конкурсе «Московская реставрация-2013»). А музейщики вдохнули в него жизнь, искусно воссоздав атмосферу дома, в котором когда-то жил Василий Львович Пушкин.
Накануне юбилея В.Л. Пушкина обозреватель «РГ» прогулялась по его дому в сопровождении сотрудников музея.
Знакомство с экспозицией начинается в цокольном этаже. Специально для музея подвальное помещение расширили и углубили. Кирпичную кладку погреба оставили почти нетронутой, такой, которая открылась при реставрации. Здесь разместилась небольшая экспозиция, посвященная истории дома. В витринах — артефакты, найденные во время подземных работ: осколки печных изразцов XVII века, черепки старинной посуды, небольшой подсвечник, крохотный чернильный прибор. Когда-то в погребе хозяева хранили всякую вкусную снедь — о ней напоминают корзины с овощами, ящик с бутылками, аппетитный окорок на крюке под потолком (жаль, что муляжи). О том, что Василий Львович любил вкусно поесть, напоминает «Альманах гурмана» — кулинарная энциклопедия, сохранившая описания блюд из меню парижских ресторанов той поры. На кухне по его строгому настоянию постоянно изобретались новые блюда. Продукты покупались на рынке у Красных ворот. На свои изысканные обеды Василий Львович часто звал друзей специальными шутливыми приглашениями в стихах.
Из погреба мы поднимаемся по ступенькам в дом. Передняя… Сюда попадали гости, войдя через парадную дверь из усадебного сада. На старинной вешалке висит пальто (или легкая пелерина, — одежда меняется в зависимости от времени года), на диване — перчатки и цилиндр, на серебряном подносе у зеркала визитки знакомых Василия Львовича (их воспроизведения сделаны с оригиналов, найденных в архивах), из гостиной доносится бой часов. Кажется, вот-вот зазвучит веселый голос хозяина, и он сам поспешит из залы навстречу гостям…
«Это не просто музей, это музей-дом. Мы не знаем достоверно, как именно выглядели передняя, парадная зала, кабинет хозяина. Но мы воссоздавали атмосферу этого дома так, как знаем и чувствуем нашего обожаемого Василия Львовича. По свойствам его характера, по привычкам и пристрастиям, которые открываются нам и из его творческого наследия, и из многочисленных воспоминаний его друзей и современников. Нам хотелось сделать этот дом живым. И смеем надеяться, что это удалось…», — признается Фаина Рысина, заведующая домом-музеем. Особенностью музея является полное отсутствие этикеток. Это усиливает ощущение живого дома. А чтобы гости ориентировались в представленных экспонатах, в помощь посетителям предлагается небольшой буклет-путеводитель по залам.
Из передней гости попадают в парадную анфиладу комнат. К сожалению, подлинных предметов из обстановки дома Василия Львовича не сохранилось. Но в угловой парадной зале среди типовой мебели той поры — есть и мемориальные. Например, сохранившиеся до наших дней диванчик и кресло из бывшего подмосковного имения Апраксиных. Василий Львович вместе с Петром Вяземским были частыми гостями в Ольгово. Кто знает, может именно в этом кресле когда-то сиживал Василий Львович? Рядом на столике — еще одна реликвия, которая точно помнит его руки: рукописный альбом Екатерины Ивановны Муравьевой-Апостол. Он открыт на той странице, где поэт Константин Батюшков оставил шутливый рисунок-шарж на своего друга Василия Львовича Пушкина, где изобразил его прогуливающимся в компании по Тверскому бульвару…
Гостиная и столовая обставлены так, как принято было обустраивать гостевые залы городской усадьбы начала XIX века… ну, может быть, чуть богаче, чем мог позволить себе тогда Василий Львович. По центру — диван и кресла из карельской березы. На стене у одной из угловых печей — подлинный мемориальный предмет, яркая сонетка (лента-звонок для вызова прислуги), вышитая руками супруги Петра Андреевича Вяземского Веры Федоровны. Над бюро — редкая гравюра 1815 года, портрет императора Александра I (о нем, победителе Наполеона, В.Л. Пушкин писал: «он счастья нашего залог») и знаменитые медальоны художника Федора Толстого с сюжетами войны 1812 года. Гравюры с изображениями любимого Василием Львовичем Парижа напоминают о его путешествии по Европе. В этой самой гостиной Александр Сергеевич Пушкин читал когда-то свое новое сочинение, которое позже было напечатано под названием «Путешествие в Арзрум». Здесь бывали многочисленные друзья Василия Львовича — поэты и литераторы: Иван Дмитриев, Петр Вяземский, Василий Жуковский, Адам Мицкевич.
За гостиной — столовая. Большой овальный стол сервирован столовой посудой эпохи. Среди приборов — чайные ложки из фамильного серебра Пушкиных. На отдельном столике — непременный участник всех дружеских пирушек, «арзамасский гусь», символ веселого литературного общества «Арзамас», старостой которого был Василий Львович.
Сатирической поэме Василия Львовича Пушкина «Опасный сосед», написанной в 1811 году и ставшей литературной сенсацией своего времени, посвящен отдельный зал. Цензура признала содержание поэмы не совсем благопристойным, поэтому в России при жизни автора она так и не была напечатана. Тем не менее, разойдясь в многочисленных списках, она оказалась чрезвычайно популярной в читательских кругах, многие заучивали ее наизусть и цитировали. Главного героя поэмы, Буянова Александр Пушкин увековечил в своем «Евгении Онегине»…
Отдельного внимания заслуживает рабочий кабинет Василия Львовича, священное для стихотворца место, где у камина он проводил в творческом уединении и чтении немало счастливых часов. По стенам кабинета — книжные шкафы с непременными для просвещенного человека энциклопедией Дидро, сочинениями Вольтера… На рабочем бюро — творческий беспорядок. На уютном канапе за ширмой — халат и плед, рядом на полу домашние туфли. На тумбочке — графинчик с вишневой наливкой… Полное ощущение, что хозяин лишь ненадолго отлучился, и скоро вернется, чтобы снова взять в руки одну из любимых книг. Василий Львович был известным библиофилом. Свою знаменитую в московских кругах библиотеку, которую постигла печальная участь (она сгорела в пожаре 1812 года), он восстанавливал до конца своих дней. К сожалению, до наших дней дошла лишь пара книг, из тех, что точно держал в руках В.Л. Пушкин, — и они представлены в этом кабинете…
Комнаты второго, антресольного этажа дома-музея посвящены А.С. Пушкину — его пребыванию в гостях у дяди, а также московскому детству будущего поэта. Ведь до 1811 года, когда именно Василий Львович вместе с А.И. Тургеневым помог определить любимого племянника на учебу в Царскосельский Лицей, Саша жил с родителями в Москве. Условная Детская наполнена предметами, которые сопровождали детские годы любого мальчика из дворянской семьи — игрушки, азбуки, канцелярские мелочи, учебники, по которым мог учиться и маленький Пушкин. Однако есть в экспозиции этой комнаты и уникальные предметы — крестильная младенческая распашонка, в которой по легенде могли крестить А.С. Пушкина, и полотенце с вышивкой ручной работы, возможно, сделанной рукой Арины Родионовной. Принадлежали ли эти вещи семье поэта достоверно неизвестно — возможно, это миф, который пришел от владельцев и дарителей этих меморий. Но так хочется в него поверить, так же, как в мир Василия Львовича Пушкина, который сегодня воссоздан на Старой Басманной.
27 апреля, в день 250-летия Василия Львовича Пушкина, родного дядюшки и первого творческого наставника великого русского поэта, в мемориальном доме на Старой Басманной, в рамках юбилейных мероприятий будет презентована выставка «Галантный век». Экспозиция впервые представит публике более 20 старинных французских гравюр XVIII века из коллекции музея.
Календарь
27 апреля
Дом-музей В.Л. Пушкина (Старая Басманная, 36)
11.00 — Возложение цветов на могилу В.Л. Пушкина на кладбище Донского монастыря.
13.00-18.00 — заключительный день работы научной конференции «Чувствительность в литературе, искусстве, культуре конца XVIII — первой трети XIX века».
19.00 — Премьера моноспектакля «Помещик без поместья». Режиссер — Андрей Беркутов. Водевиль П.А. Вяземского и В.Л. Пушкина представит артист МХТ им.А.П. Чехова — Даниил Стеклов.
Последние обсуждения