Самобытность любого народа во многом определяется национальной одеждой и в первую очередь праздничной. В Государственном историческом музее открылась выставка «Праздничная одежда народов России». На ней представлены яркие образцы народного искусства XVIII – начала XX веков.
Джинсы, юбка, футболка, кроссовки. Вот, в общем-то, и все, что можно сказать о современном народном костюме. Причем, без привязки к конкретной стране – так сейчас одевается весь мир. Чего не скажешь о России столетней давности. Тверских или, к примеру, калужских, или владимирских было видно за версту. У каждой губернии свой костюм, по которому и узнавали – свой-чужой. И уж, конечно, не могло и речи быть, чтобы владимирские девушки одевались так же, как орловские. Или чтобы девушка одевалась так же, как замужняя женщина.
«Начнем с того, что понева это костюм замужней женщины. Девушки носили рубахи просто подпоясанные. И, например, в Тульской губернии поневу надевали на девушку, когда ее объявляли невестой. В Орловской губернии без поневы ходили до свадьбы, ее надевали в свадебном обряде», — поясняет куратор выставки Александра Цветкова.
Понева – это фартук наоборот, повязывался сзади. Чтобы согревать. Но функциональность в вопросах моды и раньше не больно-то учитывалась. Главное – чтобы красиво было.
«Понева на этом костюме орловском имеет название «добрая». Она была очень красивая, ее делали нарядной, праздничной и одевали по большим церковным праздникам, например, на Пасху. И, в общем-то, она дальше лежала свернутой в сундуке до следующих больших праздников», — говорит Александра Цветкова.
Так бы и лежали, наверное, эти наряды в бабушкиных сундуках и дальше. Но большевики под корень уничтожили крестьянство, которое столетиями сохраняло традиции. В 20-е годы сотрудники Исторического музея поехали по России в этнографические экспедиции. Так появилась эта уникальная коллекция костюмов народов, населяющих нашу страну. От традиционного русского сарафана до костюма нанайки, изготовленного из рыбьей кожи.
«Сотрудники музея ходили из дома в дом, из деревни в деревню, договаривались с людьми, рассказывали им, что их праздничный костюм сохранится на века, если попадет в музей. Наш музей продолжает эту линию, мы собираем и фольклорные костюмы, и костюмы, созданные современными художниками, такими, как Слава Зайцев, как Веселов», — рассказывает куратор выставки Ольга Гордеева.
Разнообразие и самобытность национальных костюмов в XX веке не только в России, но по всему миру, были потеряны. Только в советском варианте это усугублялось еще и тем, что желание как-то выделяться в одежде приравнивалось чуть ли не к предательству родины. Достаточно вспомнить о стилягах. Интересно, что бы по этому поводу сказал Петр Великий, который первым в России ввел моду на импортную одежду?
Последние обсуждения