В Год театра 25-летие отпразднует «Золотая маска», Российская Национальная Театральная Премия и Фестиваль. Всех, кто причастен к этому грандиозному театральному делу поздравил Глава государства, именно в дни начала конкурсных показов спектаклей. Начались они в Перми, мюзиклом «Карлик Нос» в театре «Театр» и превращённой в оперно драматический спектакль ораторией Артюра Оннегера «Жанна д’Арк на костре». Это совместная постановка Пермского театра оперы и балета с оперными театрами трёх европейских городов – Лиона, Брюсселя и Базеля. Первые в ряду создателей этого спектакля – режиссёр Ромэо Кастелуччи и дирижёр Теодор Курентзис.
Несколько часов до спектакля. Теодор Курентзис собирает хор на репетицию. Выверяет тончайшие интонации. Маэстро обучался не только дирижированию, теории музыки, игре на фортепьяно и скрипке — но и серьезно изучал вокал. Всех журналистов заранее предупредили — вопросы — только! после выступления. Встреча с хором — затем сводная репетиция — с оркестром. Какие уж тут интервью. О «Жанне на костре» музыкальный мир говорит уже целый год. Это ко-продукция четырёх оперных домов. Мировая премьера состоялась в Лионе. Российская — на Дягилевском фестивале в Перми. Режиссер постановки — европейский мэтр, практикующий синтез искусств, Ромео Кастеллуччи. Легендарная Жанна д’Арк в его спектакле — просто Жанна.
«Она символ — исторический, культурологический. А моя история происходит сегодня. В спектакле идет речь о человеке, а не о символе. Жанна ведь просто была девушкой», — сказал режиссёр Ромео Кастелуччи.
Декорации первой сцены многих зрителей — поражают. Школьный класс. После звонка с урока в него входит уборщик. Субтильный, хромой, отталкивающий. Он запирается в классе. Бытовую сценку сменяет — сюрреалистический хаос. Практически весь спектакль на сцене лишь одна фигура. Выброшена мебель, оторван линолеум. Герой разбирает пол и в глубине обнаруживает меч. Тщедушный уборщик преображается. В постановке многие увидели историю обретения маленьким человеком — собственного «Я». Драматическая актриса Одри Бонне, не спевшая в этом спектакле ни одной ноты, претендует на Золотую маску в номинации — лучшая женская роль в опере.
«Это опыт, который переворачивает жизнь. Работать с Теодором, с хором, с оркестром — волшебно. У меня ощущение, что музыка входит внутрь меня, бьется во мне как пульс. И это не я создаю что-то на сцене, а меня создает вся эта музыка», — делится актриса Бонне.
Артюр Онеггер создал ораторию «Жанна д’Арк на костре» по заказу Иды Рубинштейн. В этой сценической версии хора не видно, он — на балконе. Ведь это голоса, которые звучат в голове Жанны.
«Мне кажется, Ромео Кастеллуччи заранее ненавидит всех тех, кто называл её ведьмой и еретичкой и заранее ненавидит всех тех, кто сделал из нее святую. Для него живая судьба Жанны важнее всего. И это уже точка, которая смыкает эту его работу с реалиями античного театра», — сказала музыкальный критик Елена Черемных.
«В центре внимания один человек. По большому счеты. Кроме всех тонких ярких вещей. Казалось бы отчасти такая моноистория. Которая на самом деле вырастает в огромный объем. Что такой объем не часто встретишь в густонаселенной опере», — добавил режиссёр Дмитрий Волкострелов.
Худрук театра считает, понимание в этой постановке не нужно — важно то, что зритель ощущает.
«Люди, которые не понимают мое искусство, которые предвзяты, но просто не понимают. Я их люблю больше. Они вообще мои зрители. Потому что это они, которые будут защищать в будущем моё искусство», — отмечает художественный руководитель и дирижёр Пермского театра оперы и балета им. Чайковского Теодор Курентзис.
Тедор Курентзис говорит, этот спектакль создан не для удовольствия зрителей. Это ритуал, мистерия.
Последние обсуждения