Выставка «Нетленное наследие», приуроченная к 400-летию протопопа Аввакума, представляет иконописное наследие старообрядцев. О замысле выставки, о художественной культуре и о роли наследия старообрядцев в эпоху модерна рассказывает куратор выставки Ирина Бусева-Давыдова.
Художественная выставка памяти протопопа Аввакума — неожиданный ход. В литературном музее такой проект был бы логичнее. Как складывался замысел выставки?
Ирина Бусева-Давыдова: Найти и показать личные вещи протопопа Аввакума, разумеется, невозможно. Первые иконы с изображением его как мученика появились в XVII веке на Керженце, но они не сохранились. И вообще икон и миниатюр с Аввакумом немного. Поэтому наша выставка — о культуре старообрядчества. Основная часть экспозиции — иконы. В России было около 15 крупных центров, где писались иконы для старообрядцев. Палех, Мстёра, Выг в Поморье, Невьянск и другие. В каждом свой стиль письма. Представить иконы на выставке удалось благодаря нашим коллекционерам.
Если на старообрядцев были гонения — как сохранились их центры?
Ирина Бусева-Давыдова: В Поморье, например, в XVII веке образовалась монашеская Выговская (от реки Выг) старообрядческая поморская община. Тысячи старообрядцев проживали там и работали на Повенецких горных заводах Петра I. Их пытались обращать в «правильную веру», но никаких погромов тогда не было. Жить было можно.
С чем связан интерес к искусству старообрядцев в начале XX века?
Ирина Бусева-Давыдова: Общество заново открыло для себя тогда древнюю иконопись. Вдруг оказалось, что именно старообрядцы пронесли через два века эти традиции. На иконе, написанной на Выге в начале XIX века, у святой великомученицы Параскевы пальчики согнуты под углом, как на древних иконах. Глазки — миндалевидные, как бы «стекающие» к внешним углам. Это пришло из строгановской школы иконописи. А обруч, который прижимает плат, как у нее, можно видеть на иконах XVI века. Отсюда интерес мастеров модерна к их творчеству.
Технологичные «архаисты»
Старообрядцы и модерн — неожиданное сочетание. Их всегда представляли как «архаистов», далеких от «новаторов».
Ирина Бусева-Давыдова: Старообрядцы на самом деле во многом определяли технический прогресс. Куда ни глянь… Разрабатывали золотые прииски на Урале. На заводах Демидова — работали старообрядцы. Он их берег от притеснений. В XIX веке появились просвещенные старообрядцы. Все они были непьющи, морально устойчивы, трудолюбивы. И стали важной экономической силой государства.
Но их же было немного?
Ирина Бусева-Давыдова: По счислению известного писателя Мельникова-Печерского, который был госчиновником и занимался раскольниками, их было не менее 6 миллионов. В конце XIX века только «записных» старообрядцев — около 2,5 миллиона. Но многие, опасаясь гонений, старались избежать записи. В любом случае это огромная часть населения, создавшая собственную художественную культуру. С одной стороны, традиционную, с другой — во многом новаторскую. Кто-то не был чужд и западных влияний.
Среди любимых их образов — Соловецкий монастырь, святые Савватий и Зосима…
Ирина Бусева-Давыдова: В XVII веке монахи Соловецкого монастыря затворились, защищая старую веру. Монастырь, осажденный правительственными войсками, держал оборону восемь лет — до 1676 года. Потом была жестокая расправа с насельниками. Некоторым братьям удалось уйти по льду, кто-то переселился на Волгу. Поэтому Соловецкий монастырь всегда был святыней для старообрядцев… Так что не один Аввакум пострадал. Старообрядцы стали прибегать к самосжиганию, чтобы не пошатнуться, не отступить от своей веры. Некоторые из них отказывались молиться за царя, что приравнивалось к государственной измене.
В советское время отношение к ним не смягчилось?
Ирина Бусева-Давыдова: На старообрядцев были точно такие же гонения, как на православных. На выставке у нас есть икона Спасителя, она выглядит как письмо XVI века. Но написана в московской мастерской Якова Алексеевича Богатенко, сына старообрядческого епископа, — она считалась лучшей среди старообрядческих. И Палехское иконописание выросло на старообрядческих заказах. Сами палешане не были старообрядцами — но начали писать иконы, когда появился спрос, в середине XVII века. И если тогда палехские иконы, по словам их современника, «более на диких людей подобием намороны», то в XVIII веке мастера наловчились писать «под барокко».
Среди сказочных теремов
Первыми коллекционерами старых икон были старообрядцы?
Ирина Бусева-Давыдова: Да! Они предпочитали старые, «дониконовские» иконы. Скупали или выменивали у официальной церкви. На всех их не хватало. И новые иконы писались по образцу старых. Икона митрополита Алексия начала XIX века на выставке — из лучших образцов палехского письма. Написана в Москве, но, несомненно, палешанами. Такие живые сюжетные клейма, повествовательность характерны для палехского искусства. Старая традиция приукрашена до предела. Все здания — как сказочные терема. Знаменитые ларцы палехские выросли из этого письма.
Цвета волшебные.
Ирина Бусева-Давыдова: Цвет как раз выдает влияние классицизма. В классицизме были популярны светлые фоны, нежные тона — например, ро зовые с сиреневым оттенком. Эта икона была написана для церкви Рождества Христова на Рогожском кладбище, крупнейшего центра старообрядцев-поповцев. Там в наше время располагается Московская митрополия Русской православной старообрядческой церкви. Она предоставила ряд экспонатов для выставки — в том числе эту гигантскую икону, которая никогда прежде не вывозилась…
Последние обсуждения