В Доме кино отметили 80-летие Ходжакули Нарлиева

В Доме кино отметили 80-летие Ходжакули Нарлиева

В Доме кино на Васильевской прошел творческий вечер выдающегося советского режиссера, лауреата Государственной премии СССР Ходжакули Нарлиева, которому исполнилось 80 лет.

Ходжакули Нарлиев яркой кометой ворвался в советский кинематограф в 1972 году, после того, как на «Туркменфильме» вышел его фильм «Невестка» с Маей Аймедовой в главной роли. Психологическое кино, поэтическое кино, повесть без слов, энциклопедия туркменской жизни — какие только восторженные сравнения и эпитеты не сыпались со страниц центральных газет и из уст кинокритиков в те дни.

В фильме показаны будни чабанов — старика и невестки. Они живут в пустыне, вдали от цивилизации и людей, в ленте очень мало диалогов и слов, но образы и характеры героев переданы с такой глубиной, таким удивительно искренним и понятным киноязыком, что ценителям киноискусства стало ясно — в кинематограф пришел большой художник, которого кинокритики тут же назвали самым тонким и нежным режиссером Средней Азии.

Родина Ходжакули Нарлиева — Туркменистан. По первой профессии он оператор. Как оператор-постановщик, вместе с режиссером Булатом Мансуровым (его Нарлиев называет своим учителем) снял фильм «Состязание» (1964), получившим восторженные отзывы прессы. «Невестка» стала режиссерским дебютом Нарлиева, принесшим народное и международное признание не только ему, но и всему туркменскому кинематографу. Вот перечень наград «Невестки»: диплом и премия за режиссуру на Всесоюзном Московском кинофестивале; памятная медаль кинофестиваля в Венеции; специальное упоминание жюри кинофестиваля в Локарно; приз «Серебряная сирена» на Международном кинофестивале в Сорренто. И как венец — Государственная премия СССР.

После «Невестки» последовали не менее значительные режиссерские работы Ходжакули Нарлиева — «Когда женщина оседлает коня», «Умей сказать нет», «Дерево Джамал», «Каракумы, 45 в тени», «Фраги — разлученный со счастьем», «Манкурт» и другие. Не будет преувеличением сказать, что именно картины Нарлиева открыли союзному зрителю эту удивительную, хранящую древние традиции, населенную красивыми и мудрыми людьми республику под названием Туркменистан.

Виктор Мережко, кинодраматург, секретарь Союза кинематографистов РФ:

— Я познакомился с Ходжакули и его женой, актрисой Маей Аймедовой, в 70-годы. Вскоре после того, как он снял прогремевший на весь мир фильм «Невестка». Ходжакули ходил счастливый, переполненный и своим успехом, и любовью к Мае, и ощущением того, что он вдруг стал режиссером номер один в Туркмении. Он поразил меня своей невероятной скромностью и одновременно чувством собственного достоинства. Это без преувеличения классик нашего кинематографа, ярчайший представитель такой самобытной национальной республики, как Туркменистан.

Сейчас Ходжакули и Мая живут в Москве. Я знаю, что он мечтает о новой картине, у него есть сценарий, есть здоровье, энергия, а главное — есть Мая, коллега, соратница и надежное плечо. Искренне желаю ему осуществления творческих планов. Был бы очень рад, если бы для Ходжакули представилась возможность снова вдохнуть живительный туркменский воздух, давший ему славу и признание.

Мурад Алиев, актер, режиссер, заслуженный деятель искусств Туркменской ССР:

— Когда я учился на первом курсе ВГИКа, Ходжакули Нарлиев снимал свой первый фильм «Человек за бортом». Шел 1969 год, я был юным студентом, участвовал в массовке этого фильма, и не подозревал, что режиссер, которого я вижу на площадке, станет флагом туркменского кинематографа. После ВГИКа я вернулся в Ашхабад, «Невестка» Нарлиева уже гремела на экранах страны. Ходжакули стал председателем правления Союза кинематографистов Туркменистана, сразу ввел в правление молодых, и это дало мощный импульс для развития туркменского кино.

Ирина Шевчук, актриса театра и кино, генеральный директор фестиваля кино стран СНГ и Балтии «Киношок»:

— Знаю его давно, познакомилась с ним и Маей, этой удивительно гармоничной парой, в одной из поездок по Италии. Мая появлялась на вечерних мероприятиях в красивых национальных нарядах, она олицетворяла собой Туркмению и колорит этой чудесной страны.

Потом мы общались на всесоюзном кинофестивале в Ашхабаде, Ходжакули уже был мэтром, его киноголос звучал на всю страну и за ее пределами. Он стал крупным советским режиссером, именно советским. В те времена было не важно, из какой ты республики, было важно, что ты из себя представляешь. И в то же время мы все знали, что его творчество питала родная туркменская земля и ее люди. Не преувеличу, если скажу: то, что он сделал, навсегда вписало его имя в историю нашей страны и советского кино.

На творческом вечере Хожакули Нарлиева поздравили Государственная Дума РФ, Союз кинематографистов РФ, известные деятели киноискусства из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, разных городов России. Сцену завалили цветами, и один из огромных букетов был украшен экзотической хлопковой веточкой с распустившимся белоснежным бутоном, гордо сияющим среди роз. Нетрудно было догадаться, откуда прилетела в Москву эта веточка — конечно же, из Туркменистана, родины хлопка. И родины Ходжакули Нарлиева, которая, конечно же, любит и помнит своего сына, воспевшего ее народ.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>