27 августа ‒ День российского кино. Именно в этот день в 1919 году был принят декрет Совнаркома о национализации кинодела. Многие отечественные ленты стали достоянием мирового кинематографа. В их числе ‒ эпопея Сергея Бондарчука по роману Льва Толстого «Война и мир». Как создавалась картина, получившая «Оскар» и «Золотой глобус», ‒ расскажет Станислав Анисимов.
«Это такой фильм, в котором камеры и пейзажи являются кинозвездами» ‒ писала пресса о фильме Сергея Бондарчука «Война и мир». Четырехсерийная картина стала одной из самых впечатляющих постановок в истории советского кино.
«На рабочем столе у Бондарчука был календарь заложен на дате полета Гагарина в космос. Это было для него вдохновением, когда он снимал «Войну и мир». Вид планеты, мира из космоса. Планета огромная, объединяющая людей. И поэтому это не экранизация книжки из школьного учебника, а это космический взгляд на Вселенную», ‒ считает киновед Петр Багров.
Камера оператора Анатолия Петрицкого буквально преодолевала земное притяжение. Дистанционное управление позволило снять самые яркие сцены.
«На холме на этом построили саперы 17-метровую вышку, на которую мы перебросили тросы. У нас был механик, он сам ездил на студию, сделал тележку, движущуюся по этим тросам. Получилась быстрая летящая вниз камера. Потом это смотрели англичане и понять не могли, как это снято: она проходила через огонь свободно. А вертолет сделать этого не смог бы никак», ‒ рассказал главный оператор фильма «Война и мир» Анатолий Петрицкий.
Съемка «Войны и мира» велась на экспериментальную 70-миллиметровую пленку Шосткинского комбината. Она позволяла получать четкое изображение масштабных батальных сцен. Для ее проявки и воспроизведения была разработана специальная аппаратура. Сегодня проекторов способных воспроизвести 70-миллиметровую пленку почти не осталось. Исключение ‒ техническая база Госфильмофонда.
«Техническая особенность этого кинопроектора ‒ в том, что он двухформатный, позволяет демонстрировать кинофильмы на пленке 35 миллиметров и на пленке 70 миллиметров, так называемый широкий формат», ‒ объяснил начальник участка кинопроекции Госфильмофонда Дмитрий Хрустнецов.
Такая пленка требовала и экрана увеличенного размера. В феврале 1961 года в Москве был открыт широкоформатный кинотеатр «Россия». Ширина экрана ‒ 29 метров, высота ‒ 11. «Если раньше он был похож на квадратное белое «окно», то сейчас в экран превратилась почти вся эта стена» ‒ писали газеты. На нем была заметна любая мелочь. Для того, чтобы быть точными в деталях, съемочная группа изучала историческую фактуру в более чем 50 музеях страны. Панорама «Бородинская битва» ‒ один из них.
«Рубо, конечно, же уделял большое внимание историческим реалиям того времени. У него был серьезный штат консультантов, военных историков: генерал-лейтенант Колюбакин, полковник Афанасьев, военные историки, занимавшиеся непосредственно войной 1812 года. Они писали сценарий панорамы», ‒ пояснил хранитель музейных предметов Музея-панорамы «Бородинская битва» Александр Флягин.
Широкий экран ‒ это не только детали, но и эффектные панорамы. Сергей Бондарчук изначально в сценарии разбивал эпизоды сражения на отдельные сцены.
«Когда мы столкнулись с реальными делами, то у меня было предложение, там у него был центр сражения ‒ эпизод. Написано отдельными кусками «из дыма в дым» ‒ дым один, дым другой, а я предложил построить панораму единую», ‒ вспоминает Анатолий Петрицкий.
Экранизация Сергея Бондарчука следовала толстовской идее «всеединства мира». Его-то и удалось показать зрителям во всем мире, используя возможности широкого экрана.
Последние обсуждения