Американская киноакадемия опубликовала первые шорт-листы в девяти номинациях на престижную кинематографическую премию «Оскар». Кто попадет в номинации — станет известно 13 января. В списках — сразу три отечественных фильма: художественный, анимационный и документальный.
«Дылда» как раз из тех кинолент, которые должны прийтись по вкусу голливудским академикам. Фото: Предоставлено нон-стоп продакшн»Дылда» как раз из тех кинолент, которые должны прийтись по вкусу голливудским академикам. Фото: Предоставлено нон-стоп продакшн»Дылда» как раз из тех кинолент, которые должны прийтись по вкусу голливудским академикам. Фото: Предоставлено нон-стоп продакшн
Первый — «Дылда» — в десятке. Из 91 картины отобраны 10, которые на «Оскаре» поборются за победу в номинации «Лучший международный художественный фильм».
Вот эти фильмы (год производства у всех 2019-й) и страны, от которых они выдвинуты на премию. «Раскрашенная птица» (The Painted Bird) — Чехия, «Правда и справедливость» (Tde ja igus) — Эстония, «Отверженные» (Les Misérables) — Франция, «Оставшиеся» (Akik maradtak) — Венгрия, «Страна меда» (Honeyland) — Северная Македония, «Тело Христово» (Boze Cialo) — Польша, «Атлантика» (Atlantique) — Сенегал, «Паразиты» (Gisaengchung) — Южная Корея, «Боль и слава» (Dolor y gloria) — Испания.
Каковы шансы у картины Кантемира Балагова? Скажем честно, ситуация не простая. «Паразиты» — обладатель Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля в этом году. «Боль и Слава» — творение Педро Альмодовара, определенным образом подводящее итог всей кинодеятельности режиссера-классика — объемное кинопроизведение, затрагивающее вечные темы. В частности — зависимость творца от славы и стремление положить на алтарь этой зависимости всю свою боль — самое сокровенное. «Отверженные» — сейчас лента как раз идет в российском прокате — такой разговор о судьбе мигрантов и властей, на который мало кто из режиссеров до этого решался. «Атлантика» — также отмеченная на Каннском кинофестивале и других киносмотрах — дебютная лента, снятая женщиной-режиссером афроамериканского происхождения. В свете современных тенденций в кинематографе — может оказаться в выигрышном положении. Но напомним, что «Дылду», которая, по мнению некоторых профессионалов, совершенно случайно не попала в основной конкурс Каннского кинофестиваля, но зато оказалась во второй по значимости его программе «Особый взгляд», где получила награду за режиссуру и приз ФИПРЕССИ, отмечали как раз за уникальный и неповторимый киноязык. И в этом плане весьма вероятно, что профессиональные кинематографисты отберут ее в номинацию, а, возможно, и дальше.
Напомним, за последние годы в номинацию на «Оскар» — тогда она называлась «Лучший фильм на иностранном языке» а теперь переименована в «Лучший международный художественный фильм» — попадали российские фильмы Андрея Звягинцева «Нелюбовь» и «Левиафан». Но в итоге награду получили не они.
Конечно, это промежуточный этап и конкуренция очень сильная, — что не мешает нам порадоваться сейчас за трех российских режиссеров
Далее — мультфильм российского режиссера Константина Бронзита «Он не может жить без космоса» (He Can»t Live without Cosmos) — в коротком списке претендентов на номинацию «Лучший короткометражный анимационный фильм». В него также отобраны 10 лучших фильмов, но из 90-х. В шорт-лист этой номинации попали анимационные ленты: «Дочь» («Daughter»), «Волосы любви» («Hair Love»), «Вне трасс» («Hors Piste»), «Китбулль» («Kitbull»), «Незабываемый» («Memorable»), «Помни мои мысли» («Mind My Mind»), «Физика скорби» («The Physics of Sorrow»), «Сестра» («Sister») и «Дядя Томас: учет дней» («Uncle Thomas: Accounting for the Days»).
Напомним, что российский мультипликатор Александр Петров в 2000 году был удостоен «Оскара» за мультфильм «Старик и море». У фильма Бронзита очень неплохие шансы — вполне возможно, он продолжит традиции, но не будем забегать вперед. Кстати, предыдущий фильм Бронзита «Мы не можем жить без космоса» — в 2016 году также был номинирован на «Оскар»
Третий — фильм Виктора Косаковского «Акварель» — в коротком списке претендентов на награду «Лучший документальный фильм». В этой категории из 152 картин отобраны 15. Лента Косаковского выдвинута на «Оскар» не от России. Но он — известный наш режиссер, чье творчество не в первый раз дает повод для гордости за страну и за Косаковского лично. Фильм «Акварель» — новаторский — снят в формате 96 кадров в секунду. Многие кинотеатры даже не готовы демонстрировать кино таким образом. Но даже в привычном формате видно, насколько грандиозна документальная лента Косаковского, в каждом кадре которой — различные состояния воды. Косаковский, кстати, снимал фильм с определенным риском для жизни — находясь в посреди штормов и ураганов, например. Первым работу режиссера смог оценить Венецианский кинофестиваль — в прошлом году именно там состоялась премьера «Акварели».
Таким образом, наша страна представлена на «Оскаре» сразу в трех жанрах, что очень важно. Все три фильма — высокого уровня. И что бы ни говорили о сегодняшнем нашем кино — пока есть такие подвижники, как Роднянский с Балаговым, Бронзит и Косаковский — оно живо. Список имен можно продолжить, но сегодня — день этих людей. Осталось дождаться 13 января, когда объявят список номинантов, а затем — 9 февраля — именно тогда состоится вручение «Оскара», и изо всех сил желать нашим творцам удачи.
В этом году престижную премию американской киноакадемии Student Academy Awards, которую называют «студенческим «Оскаром», получил чешский мультипликационный фильм «Дочь», созданный студенткой пражской Академии искусств (FAMU), россиянкой Дарьей Кащеевой. Эту награду FAMU завоевала впервые за 30 лет. А то, что фильм сделала наша соотечественница, которая осваивает профессию мультипликатора с 2015 года, лишь подчеркивает — насколько талантливо могут проявить себя наши специалисты.
Прямая речь
Александр Роднянский, продюсер:
«Шорт-лист «Оскара» в этом году — событие для российского кино, пожалуй, беспрецедентное — еще два фильма с российским участием попали в шорт-лист — анимационный короткометражный Константина Бронзита и документальный фильм Виктора Косаковского! Безумно рад за коллег и поздравляю их! Но прежде всего рад за молодого автора Кантемира Балагова и его не менее молодых соавторов — оператора Ксению Середу, актрис Викторию Мирошниченко и Василису Перелыгину, сыгравших в «Дылде» свои дебютные роли. И, конечно, за всех, кто работал над фильмом. Но не будем торопиться, шорт-лист — это промежуточный этап, и предстоит сложная борьба за то, чтобы оказаться в финальной пятерке номинантов. Конкуренция в нашей категории очень сильная: среди фильмов, отобранных в десятку, и лауреаты Каннского фестиваля, и других важнейших кинофестивалей — в Венеции, Сандэнсе и Теллурайде. Будет непросто».
В каких номинациях опубликованы шорт-листы
Фото: Дирекция Кино, Первый канал
Фильм о декабристах «Союз Спасения» выйдет в прокат в конце декабря
Лучший документальный фильм
Лучший короткометражный документальный фильм
Лучший международный фильм
Лучший грим и прически
Лучший саундтрек
Лучшая песня
Лучший короткометражный анимационный фильм
Лучший игровой короткометражный фильм
Лучшие визуальные эффекты
Последние обсуждения