Третьяковка обновила постоянную экспозицию отдела новейших течений

Третьяковка обновила постоянную экспозицию отдела новейших течений

Третьяковка продолжает открывать для широкой публики святая святых – свои запасники. На Крымском валу открывается давно ожидаемый ценителями современного искусства проект – новый вариант постоянной экспозиции новейших течений. Получилась панорама истории современного искусства, в которой представлены все ключевые направления и жанры. По замыслу, она должна помочь преодолеть стереотип о «сложности» современного искусства и отказаться от настороженного отношения к нему. Проект такого рода в России пока единственный.

Эта «перезагрузка» в Третьяковской галерее – самая долгожданная. Современное российское искусство от 60-х до 2000-х в залах Третьяковки выставлялось уже трижды. «Дмитрий Пригов», «Гиперреализм», «Метагеография» – в основе экспозиций были картины из фондов музея. Поводом для четвертой трансформации стал подарок – коллекция знаменитого собирателя советского андеграунда Леонида Талочкина.

«Это дары, он собрал целый пласт художников конца 60-х, 70-х, 80-х годов. Около половины произведений, которые представлены в экспозиции, поступили в коллекцию Третьяковской галереи из коллекции Талочкина», – рассказал куратор выставки Кирилл Светляков.

Свободное искусство художников-нонкорфомистов в Советском Союзе не то что не выставлялось – власти с ним жестоко расправлялись. На этой «перезагрузке» есть работы и лидера московского течения андеграунда Оскара Рабина, картины которого, в том числе, оказались под гусеницами в нашумевшем бульдозерном погроме 1974 года. Коллекционер Леонид Талочкин с художникам дружил, он их понимал и собирал не столько шедевры, сколько время.

«Он забирал все бумажки из-под художников, все фотографии, все фиксации каких-то моментов творчества, посиделок на кухне, как это было принято тогда. Он как бы сам становился немножко художником. Он не боролся с абстракцией, а был с ней, так скажем, в родстве. Художники ему очень доверяли», – призналась вдова коллекционера Леонида Талочкина Татьяна Вендельштейн.

В то время как, по словам Никиты Хрущева, это искусство было никому не нужно, в Париже у российских художников одновременно шло по три выставки. Сегодняшняя выставка в Третьяковке – наш ответ Западу.

«Даже обладая коллекцией Талочкина, мы не обладаем большим собранием работ Оскара Рабина, или Булатова, или Брускина. То есть, они представлены сейчас в нашем собрании, и мы уже обсуждаем какую-то новую, может быть, вне отдела новейших течений, общую экспозицию Третьяковской галереи», – отметила заместитель директора по научной работе Третьяковской галереи Татьяна Карпова.

Эта выставка – живой эксперимент, где одни картины будут трансформироваться в другие.

«Очень многие предметы, которые представлены на выставке, не попадали под категорию современного искусства, когда они создавались. И художники пытались, наоборот, из этих традиционных категорий выпасть, сделать что-то, что на первый взгляд, как произведение искусства не считывается. Таким образом они расширяли территорию искусства», – пояснил Кирилл Светляков.

Идеальный лозунг по мнению Виталия Комара и Александра Меламида должен состоять из череды прямоугольников. Художники вообще считали, что их искусство нужно читать между строк. Как будто оборвавшиеся на полуслове, полувзмахе кисти, и даже совершенно чистые полотна – это лишь первое впечатление о работах. Искусство служило для художников не только диалогом с обществом, но и друг с другом. Здесь более трехсот экспонатов. Некоторые из них выставляются впервые. Организаторы постарались, чтобы зритель, придя к себе домой, иначе взглянул на все, что его окружает.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>