В Новой Третьяковке открылась масштабная выставка Гриши Брускина, «режиссером» которой он стал сам. О том, зачем идти на ретроспективу одного из самых известных и успешных художников современности, работы которого заняли девять залов музея, — в материале РИА Новости.
Фундаментальный Брускин
Лауреат премии Кандинского, многократный участник Венецианской биеннале, мировую известность Брускин получил после того, как за рекордную тогда сумму — 416 тысяч долларов — на знаменитом московском аукционе Sotheby’s в 1988 году была продана его работа «Фундаментальный лексикон» (1986).
«Для Третьяковской галереи важно делать выставки художников-классиков, — объясняет куратор Ирина Горлова. — Есть имена, которые уже вписаны в историю современного искусства: Илья Кабаков, Леонид Соков, Игорь Шелковский. И Гриша Брускин — одно из самых важных. Это те, кто сыграл фундаментальную роль в развитии международного искусства второй половины ХХ века».
На выставке можно увидеть работы последних четырех десятилетий, выбранные самим автором. Концептуально они разбиты на восемь «сцен» (плюс эпиграф), каждая из которых знакомит с разными этапами и аспектами творчества Брускина
Перемещаясь из одного пространства в другое, не знаешь, что будет дальше: визуальное решение каждого зала оригинально и ни разу не повторяется.
Брускин выступает здесь в роли режиссера: рассказывая историю собственного творчества, он удерживает внимание зрителя, словно в первоклассной постановке.
В основе его нарратива не хронологический принцип, а эволюция понимания художником концепта современности. Ведь то, что для нас сегодня архаика, когда-то было актуально.
«Одна современность сменяет другую как в некоем театре мира, — объясняет художник. — Меня интересуют эти новые образы, которые, с другой стороны, были во все времена».
Наше время и архаика
Исследуя феномен современности, Гриша Брускин обращается к знаковым образам искусства разных эпох. На выставке библейские мотивы соседствуют с картинами в стиле соц-арта, видеоинсталляции сменяют средневековые шпалеры, слышна электронная и барочная музыка.
«Брускин — один из самых интеллектуальных художников нашего времени, — объясняет куратор выставки Ирина Горлова. — История искусства для него — важнейший источник вдохновения. В его голове постоянно живут емкие, яркие образы, шедевры мировой культуры».
Так, открывают выставку две скульптуры, которые отсылают к известным произведениям начала ХХ века. «Проснувшаяся муза» (2020) — к «Спящей музе» Бранкузи (1910), «Всадник» (2019) — к динамическим образам итальянских футуристов и идее «Синего всадника» Василия Кандинского. Подобно художникам начала прошлого столетия, Брускин изображает своего всадника в разных фазах движения одновременно.
«Футуризм был у истоков модернизма, — поясняет художник. — И этот всадник символизирует некое начало в искусстве, приглашая зрителя отправиться в путешествие, каким является моя выставка».
Открыт к диалогу
Большая часть работ не показывалась ранее в России, включая одноименный проект, представленный в Российском павильоне на Венецианской биеннале 2017 года.
Хорошо известные многосоставные произведения Гриши Брускина, такие как «Алефбет» и «Коллекция археолога», появляются в новых конфигурациях. Они созданы по принципу бесконечной картины, как и «Фундаментальный лексикон», прославивший художника.
Несмотря на кажущуюся сложность, живопись Брускина находит отклик у самого разного зрителя. Полные символизма работы настолько яркие и необычные, что их можно воспринимать на уровне эмоций. На открытый диалог ориентирован и сам автор.
«Для меня важен и эмоциональный образ. Мне интересен диалог со зрителем независимо от его интеллектуального уровня. Я предлагаю прокомментировать мои интерпретации современности, и этот разговор обогащает и меня и посетителя. И если, наблюдая какие-то феномены в жизни, зрители будут говорить «прямо как у Брускина!» — это и есть настоящее искусство», — рассуждает художник.
«Гриша Брускин. Смена декораций». Новая Третьяковка, до 24 июля.
Последние обсуждения