Театр «Мастерская Фоменко» открыл программу «Золотой Маски» в Казани

Театр «Мастерская Фоменко» открыл программу «Золотой Маски» в Казани

Фестиваль «Золотая Маска» после шестнадцатилетнего перерыва добрался до столицы Татарстана. Открылся он 23 сентября с гастролей Театра «Мастерская Фоменко». Казанской публике представили спектакль «Сон в летнюю ночь» — феерическую комедию, отлично подходящую для того, чтобы развеять осеннюю хандру и повеселить публику, приунывшую в период театрального карантина.

Московских гостей на своей сцене принял старейший в городе Казанский академический Русский Большой драматических театра имени Василия Качалова. Гастроли очень удачно совпали с отменой очередных ограничений, связанных с распространением коронавируса. В частности, театрам республики разрешили заполнять залы не наполовину, как раньше, а уже на 70 процентов.

Впрочем, пандемия все же внесла свои коррективы в программу. Как рассказала директор фестиваля Мария Ревякина, изначально, в афишу включили четыре постановки, ставшие в разные годы лауреатами «Золотой Маски». Помимо «Сна в летнюю ночь» это «Преступление и наказание» театра «Приют комедианта», «Мертвые души» театра «Поиск» из Лесосибирска и «Добрый человек из Сезуана» Московского театра имени А.С. Пушкина. И показывать их собирались не только в Казани, но и в Набережных Челнах, Буинске и даже в селе Большая Атня. Но в итоге пришлось сократить программу вдвое и ограничиться только столицей Татарстана.

— В фестивале участвуют два совершенно полярных спектакля разных режиссеров — «Сон в летнюю ночь» в постановке Ивана Поповски и «Добрый человек из Сезуана» Юрия Бутусова, с великолепнейшими актерами, — рассказала Мария Ревякина. — Я очень их люблю и считаю, что они не только дарят величайшее наслаждение, но и оставляют невероятную память, когда запоминается все до мельчайших деталей.

В Казань «Мастерская Фоменко» приехала звездным составом. Это Карэн Бадалов, Галина Тюнина, Олег Нирян, Кирилл Пирогов. Как отметил директор театра Андрей Воробьев, постановка, которую они привезли, достаточно редкая для их репертуара.

— Мы стараемся работать со сложными авторами, которые вскрывают важные пласты в жизни человека. И, тем не менее, у нас появляются такие легкие и смешные спектакли, как «Сон в летнюю ночь». Причем для постановки был выбран не романтический и легкий перевод пьесы Татьяны Щепкиной-Куперник, а жесткий, рубленый текст Осии Сороки.

И хотя длится комедия почти три с половиной часа, Андрей Воробьев заверил, что время пролетит мгновенно, и нисколько не преувеличил.

Актеры завладели вниманием публики с первой минуты и не давали ей заскучать до самого конца. Еще до открытия занавеса, когда где-то на задних рядах вдруг возник Филострат и, напевая, продефилировал в котурнах на высоченной платформе к подмосткам, зрителям дали понять, что границы у сцены будут весьма условными. Так и оказалось. На протяжении всего спектакля герои «врывались» в пространство зала, то устраивая погони между рядами, то внезапно появляясь на балконах, откуда перебрасывались друг с другом репликами. Буффонада и почти акробатические трюки очень органично вплетались в ткань шекспировской комедии. А язык тела в постановке играл не меньшую, а порой и большую роль, чем диалоги и монологи, усиливая их комический эффект. К примеру, сцена, где Деметрис со словами: «Я не люблю тебя. Отстань, уйди…» вынужден тащить Елену, обвившую его мертвой хваткой, вызывает уморительный смех. И это красноречивей слов говорит о навязчивой любви героини.

Обаял публику эльф Робин в исполнении Амбарцума Кабаняна (он же Филострат). Ему удалось передать поистине нечеловеческую пластику своего персонажа. По сюжету он невидим для простых смертных, но при этом находится в самой гуще событий, постоянно манипулируя чувствами и действиями героев. Наблюдать за трансформациями его тела, которое словно перетекает из одного состояние в другое, особое удовольствие.

По случаю казанской премьеры актеры позволили себе экспромт с национальным колоритом. Лизандр, признаваясь в своих чувствах к Елене, вдруг воскликнул: «Мин син яратам!» (в переводе с татарского «я тебя люблю»). Публика такое легкое отступление от канона встретила смехом и овациями. В конце концов, это только сон и здесь возможно всякое.

Следующие гастроли в рамках фестиваля «Золотая Маска» пройдут в Казани 5 и 6 октября. На сцене Татарского государственного драматического театра имени Камала будет показан спектакль «Добрый человек из Сезуана» Московского театра имени А.С. Пушкина. Главную роль исполнит Александра Урсуляк.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>