Коммерческий книжный рынок в России начнет восстанавливаться в 2017 году, но сильного увеличения тиражей и количества выпущенных названий не ожидается. Основным драйвером роста выручки останется удорожание продукции. По оценкам издателей, цены в этом году поднимутся еще на три-четыре процента.
Детективы и приключенческая литература по итогам прошлого года подорожали на уровень инфляции — на пять процентов, а школьные учебники, напротив, по традиции выросли в цене в два раза сильнее — на десять процентов. По данным Росстата, стоимость детективов в розничных точках в среднем по России в ноябре прошлого года составила 297 рублей. Учебники и дидактические материалы стоили в 1,2 раза дороже — 380 рублей.
По наблюдениям активных потребителей книг, в магазинах Москвы и Санкт-Петербурга цены «ползли» вверх гораздо быстрее, а программы скидок, действующие при заказе онлайн, удешевляли стоимость книг местами в 2-2,5 раза по сравнению с аналогами в розничных точках тех же торговых сетей. Большинство новинок нон-фикшн и научно-популярной литературы было выгоднее приобрести в небольших магазинах интеллектуальной литературы.
В первой половине 2016 года общий тираж книг и брошюр увеличился на шесть процентов — следует из данных Российской книжной палаты. Снижение суммарного тиража в 2015-м составило 5,7 процента, то есть даже если статистические данные за весь 2016-й покажут сохранение темпов прироста, в лучшем случае это можно будет назвать «компенсацией».
Программы скидок, действующие при заказе онлайн, порой удешевляют стоимость книг в 2-2,5 раза
«В натуральном выражении падения рынка не ожидается. В денежном отношении мы прогнозируем рост на уровне 6-7 процентов, — оценивает итоги прошедшего года президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. — В 2017 году мы будем стремиться сохранять эти темпы, которые подразумевают рост количества книг на два-три процента и рост цен в диапазоне трех-четырех процентов. Драйверами роста будут электронные книги, детская и учебная литература. Принятие плана реализации стратегии культурной политики, а также рассматриваемый в правительстве комплекс мер по поддержке чтения будет способствовать общей положительной динамике развития рынка».
Что касается интернет-продаж, то сегодня этот канал активно используется не только в книжном бизнесе. «Фактор, способствующий развитию и устойчивости в офлайне, — это импульсные покупки, — говорит гендиректор объединенной розничной сети «Читай-город — Новый книжный — Буквоед» Михаил Иванцов. — Чем меньше импульсных покупок в магазинах, тем они больше подвержены переходу в онлайн. И наоборот». По его оценкам, каждая вторая покупка в книжном магазине — импульсная и в Интернете она фиксируется редко, так как чаще онлайн-магазины — это площадка для целевых покупок. Не случайно крупнейший интернет-ретейлер Amazon открыл офлайновый книжный магазин.
В части предпочтений россиян издатели и книготорговцы замечают возрождение интереса к классике. Кроме того, хорошо продаются книги, «выстреливающие» в общем информационном поле, замечает Михаил Иванцов. «Заметно оживился интерес к деловой литературе. Хотя совсем недавно наблюдался имиджевый провал этого направления. В период кризиса очень многие искали здесь ответы на злободневные вопросы, хотели найти решение своих проблем, но не находили и разочаровывались, — поясняет эксперт. — Конечно, детская литература прекрасно себя чувствует. На Западе сейчас это одно из самых востребованных направлений. Практика показывает: если люди серьезно занимаются детскими образовательными и развивающими программами (например, программа развития детского чтения в Швеции), то продажи детской литературы даже на благополучном рынке возрастают колоссально».
Последние обсуждения