Стартовала международная программа юбилейной «Золотой маски»

Стартовала международная программа юбилейной «Золотой маски»

Знакомые чувства, смешанные лица — так называется спектакль выдающегося мастера театральных провокаций, издевательских пародий, полных меланхолии зависаний во времени и пространстве. А еще — знаменитого автора нетривиальных названий. Спектакль, с которым прямо связан этот, нынешний, был поставлен на сцене берлинского «Фольксбюне» в 1995 году и назывался «Убей европейца, прихлопни, пристукни его!». С ним швейцарский композитор и режиссер Кристоф Марталер ворвался на европейский театральный Олимп.

Уникальные актеры Марталера исполняют музыку от барокко до Шенберга и Аллы Пугачевой. Фото: Дмитрий ДубинскийУникальные актеры Марталера исполняют музыку от барокко до Шенберга и Аллы Пугачевой. Фото: Дмитрий Дубинский Уникальные актеры Марталера исполняют музыку от барокко до Шенберга и Аллы Пугачевой. Фото: Дмитрий Дубинский

В огромном, похожем на зал ожидания, павильоне (сценограф Анна Фиброк), зашитом массивными панелями, тяжелыми раздвижными дверьми с выходом к умывальникам, располагались его диковинные герои — персонажи дома для престарелых. Затихая и нервно взбадриваясь, совершая нелепые и смешные действия, они автоматически воспроизводили «немецкий канон», в котором Шуберт, Шуман и церковные песнопения, смешиваясь с анекдотами и обрывками пословиц, превращались в маразматический шум.

Убийственный юмор заставлял зрителей «Фольксбюне» плакать и хохотать: Марталер словно влезал в саму ткань, из который был соткан нацизм, представив это не как интеллектуальную драму, но как набор речевых, интонационных, пластических привычек и жестов. Его актеры — великолепные музыканты — пели шлягеры, то зависая в старческом забытьи, то впадая в ностальгический энтузиазм. Церковный гимн «Данке!», обрывавшийся немыслимым фальцетом, стал музыкальным символом не только спектакля, но и золотого века «Фольксбюне» под руководством Франка Касторфа. В 2017 году он вместе со всей командой покинул стены своего легендарного театра, ставшего за 25 лет неотъемлемой частью Берлина. С ними исчез и весь репертуар. Но спектакль Марталера смогли сохранить, чтобы играть его на гастролях.

Собственно, это и есть контекст, о котором стоило бы знать тем, кто пришел посмотреть спектакль 2017 года, показы которого в Москве открыли международную программу «Золотой маски». Но спектакль сработал и без контекста. Немыслимый музыкантский уровень, на котором уникальные актеры Марталера исполняют музыку от барокко и Шуберта до Шенберга и Аллы Пугачевой, соединяется с не меньшей телесной выразительностью. Подавленное и отрешенное смирение, забвение, забытье, жертвенная готовность принять любое перемещение в пространстве вдруг сменяются бунтом, яростным порывом.

То одиноко сидящие у стен спинами друг к другу, то вдруг сбивающиеся в смятенную толпу, — кто они, эти утомленные экспонаты человеческого музея? Смотритель медленно свозит их на гигантских фурах, одного за другим, в большой зал, где, кажется, вот-вот начнется монтаж какой-то новой экспозиции. Освобождая из ящиков и коробок их человеческое содержимое, смотритель и сам постепенно становится таким же экспонатом, разделяя общую участь.

Новые лица, добавленные к старым, мало что меняют в этой безнадежно печальной и гомерически смешной картине мира. Разве что молодая девушка запоет не старую немецкую песенку, а шлягер про миллион алых роз, или, внезапно собравшись в группу, люди исполнят не церковный гимн Danke, а «Смело, товарищи, в ногу!» — революционная песня прозвучит и затихнет до полной немоты, когда шевелятся одни только губы.

Марионетки, почти куклы из «Умершего класса» Тадеуша Кантора, эти экспонаты застряли в павильоне Анны Фиброк — между времен, не различая прошлого и настоящего и уж конечно не мечтая о будущем. Виртуозно исполняя музыку, которая, возможно, им никогда не принадлежала, они испытывают не смешанные, но знакомые чувства давних утрат и несбывшихся надежд. Меланхолический сарказм заливает это насмешливое чистилище. И финальное «Данке!» — напоминание о том, что в человеческой участи так ничто и не изменилось.

Вслед за этим спектаклем Марталера 1 и 2 мая «Золотая маска» покажет «Три сестры» в постановке новой звезды немецкоязычного театра Саймона Стоуна.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>