Театр, которому уже лет сто пророчат гибель как виду искусства, не только выживает, но и взламывает пределы традиционной сцены, распространяясь, как газ в свободном состоянии. Международный фестиваль-школа современного искусства Territoria, в одиннадцатый раз прошедший в Москве, в этом году предложил несколько неординарных мест и способов включения не-театра в театр.
Немецкая театральная компания Rimini Protokoll адаптировала для Москвы спектакль «В гостях. Европа». Зрителей приглашают в гости к хозяевам нескольких московских квартир, готовых принять у себя театрализованные посиделки. При всей неформальности встречи у нее есть свой сюжет и правила. Создателей спектакля интересует способность людей договариваться и взаимодействовать. Гости рассаживаются за длинный стол, накрытый контурной картой страны, отмечают на ней города своей жизни и соединяют их линиями. На столе стоит аппарат наподобие кассового — жужжа, он выдает билетики с заданием каждому участнику. А в духовке печется пирог. Люди рассказывают семейные истории, спорят, смеются. В сюжет заложена провокативность — по ходу игры участники должны оценивать друг друга, объединяться против кого-то или кого-то награждать. В финале предлагается поделить пирог в соответствии с набранными баллами. Это лишь отчасти театр. Отчасти же это — групповая психодрама по поиску границ — личных и чужих, сосуществованию без потери себя и ущерба другим.
«Живые пространства» — программа, превращающая в театр любое место. В этом году куратор Талгат Баталов выбрал для экспериментов фитнес-центр, рынок, строительный супермаркет и гостиницу. Самыми интересными получились два спектакля. «Дорогие овощи» по прозе Романа Сенчина разыграны на Даниловском рынке под руководством Егора Матвеева. Поделив зрителей на группы, режиссер сплел сеть самостоятельных сюжетов, разворачивающихся внутри и снаружи рынка. Каждая группа успевает увидеть лишь часть историй, которые складываются в неповторимый спектакль — как и в жизни, все успеть невозможно. Бойкая торговля амбициями, широкое предложение новых товаров в густой смеси запахов сырого мяса, специй, подгнивших фруктов. Финал щелкает зрителя по носу: «Дорогие овощи! Дорогие фрукты!» — обращается к собравшимся парочка телеведущих. Тот, кто мнил себя покупателем — такой же товар на общем рынке. Появляется красавица, завернутая в крафтовую бумагу, поет оперным голосом, ее обдают струями горчицы и кетчупа — нельзя ироничней обыграть аппетитность секса и бургера, сервировку искусства и попсы.
Появляется красавица, завернутая в крафтовую бумагу, ее обдают струями горчицы и кетчупа
Сам Баталов поставил «Русский букинг», сложив из рассказов Александра Снегирева путешествие внутри отеля на Пушкинской. Фойе, лаунжи, рестораны, коридоры и люксы оказываются сознанием писателя, где зрители могут встретить персонажей, мысли, воспоминания автора. Режиссер приводит зрителей в самый темный закоулок писательского сознания — на недостроенном верхнем этаже прячутся страх и возбуждение. Обнаженная актриса — Людмила Корниенко — на голом полу бесстрашно играет мерцающий женский образ — мать, ведьма, невеста, перформеры вокруг нее танцуют балет насилия и подчинения (хореограф Александр Андрияшкин). Ритм тарелок, то взлетающих в руках танцоров облаком, то ложащихся на героиню тяжелым символом чужой ненасытности, тягучая мелодия текста, холод стройки и красота ночных огней за огромным окном сложились в зрелище, полное и драйва, и пафоса.
Это настроение соответствовало общему духу фестиваля, который показывает образцы современного театра, объединенные разве что их неповторимостью.
Последние обсуждения