Парад премьер к открытию Новой сцены Вахтанговского театра продолжается. Народная артистка СССР Юлия Борисова, отметившая в этом году 90-летний юбилей, сыграла главную роль в спектакле «Возьмите зонт, мадам Готье!». Зонт в пьесе (по официальной версии театра — французского драматурга Ива Пло) в общем-то ни при чем: им укрываются от снегопада в самом конце спектакля, но кроме как декоративно-защитной никакой другой функции он не несет. Речь там скорее о шпильках.
Встаньте на высоченные каблуки. Два с половиной часа походите на них, без запинки произнося чужой текст. Не думайте о физических неудобствах — их не должно существовать, когда любое мимическое движение гиперболизируется софитом. В конце прогулки, не снимая обуви, наклонитесь и дотроньтесь ладонями до пола. Нет! Не сгибайте колени и не приседайте — спину нужно держать идеально ровно. Знайте, что это в возможностях человека. Даже такого, которому недавно исполнилось 90 лет.
Извините: у актрис нет возраста. Но возрастом Юлии Борисовой в сочетании с ее блестящей актерской формой можно и нужно гордиться. Она не только сегодня прекрасно выглядит и завораживающе играет в трех репертуарных спектаклях Вахтанговского театра (в «Пристани», «Евгении Онегине» и «Зонте Готье»), но еще и летает на гастроли в Англию. Демонстрируя такие чудеса физической подготовки и выдержки, какие под силу далеко не всем студенткам-первокурсницам. То, что сцена лечит, это не новости, но то, что вахтанговская сцена молодит лет на тридцать пять, убеждаешься на премьерном спектакле о мадам Готье с Юлией Борисовой в главной роли.
Спектакль и готовился к ее юбилею. По официальной версии театра — по пьесе некоего Ива Пло, никаких сведений о ком до сего случая не встречалось. По мотивам очень известной истории, в которой в главной роли в Театре им. Моссовета блистали Фаина Раневская, Любовь Орлова и Вера Марецкая; в новом театральном времени — Людмила Касаткина в Театре армии и Вера Васильева в Театре кукол имени Образцова, а в телефильме — Барбара Брыльска. Редактурой и некапитальной переделкой в Вахтанговском театре сюжету придали новое звучание. Действие теперь происходит не в сумасшедшем доме, куда свою приемную мать — богатую вдову — отправляют трое детей, а во французских Альпах, в отеле под названием «Тишина и покой». Загадочном и на первый взгляд зловещем месте, где даже рождественская елка — черная. В отель заносит все семейство из-за бездорожья в снегопад. Но оказывается, здесь будет решаться их дальнейшая судьба: кому отправляться на небеса, а кому жить дальше. Ведь управляющий отеля (его играет Андрей Ильин) может общаться по телефону с самим Всевышним. Новые имена и новые обстоятельства старательно запутывают следы старой фабулы, о которой все же не забывают даже в этом странном месте. Приемные дети мадам Готье, не подозревая, что сами находятся в шаге от смерти, продолжают охотиться за состоянием матери и ради денег готовы отдать ее в сумасшедшей дом. Выпутаться из этой неприятной ситуации с родственниками мадам Готье помогают настоящие обитатели дома умалишенных. Которые так же, как и семейство Готье, попали в снегопад в автокатастрофу по дороге на экскурсию… Такие привитые новые подробности придают происходящему оттенок не заявленной в афише комедии, а откровенной головоломки: ну а какие сейчас оправдания придумают, чтобы сюжет развивался дальше?
Юлия Борисова справляется со всеми задачами по-королевски. Начиная с первой картины, когда ее партнерам право на голос подле нее приходится буквально доказывать (одного присутствия на сцене согласно распределению ролей здесь явно недостаточно), и заканчивая финальными поклонами, на которых темное, почти черное сценическое пространство от главного художника Вахтанговского театра Максима Обрезкова начинает просто утопать в цветах: столько букетов на театральных поклонах в Москве уже давно никому не дарили.
Режиссер спектакля Владимир Иванов (это его одиннадцатая постановка в Вахтанговском театре) сделал все, чтобы подчеркнуть мелодику голоса Юлии Борисовой и достойно обрамить ее талант. Бенефис легендарной и по-прежнему неотразимой актрисы удался. На пресс-конференции режиссер рассказывал, как было важно, чтобы молодежь, задействованная в спектакле, имела возможность встретиться на сцене с выдающейся актрисой, которая знает об актерской профессии все. «Увидеть Юлию Борисову на сцене — это счастье, — признавался Владимир Иванов. — А свести в одном спектакле разные актерские поколения означает передать творческую эстафету. Для вчерашних выпускников это фантастическое везение: в первой же работе встретиться с теми, кому передавали тайны профессии ученики самого Вахтангова. То есть от основоположника нашего театра нынешних молодых отделяют два «рукопожатия»: Вахтангов — его ученица Мансурова, наставница Борисовой, — сама Юлия Константиновна — и наши молодые. История оказывается совсем рядом».
Юлия Борисова на пресс-конференции вахтанговскую молодежь хвалила: «Очень хорошие молодые ребята, прекрасно обучены, умеют и хотят работать. Поначалу между нами существовало некоторое напряжение. Одна молодая актриса пришла ко мне в панике: «Я не знаю, как мне себя вести. По сюжету я должна кричать, ругаться на вас. Но я же не могу!» Я ее постаралась успокоить: «Вы актриса, мы с вами партнеры, и я тоже в данной ситуации начинающая: мы вместе вступили в пространство нового спектакля».
Театральная машина времени им всем была в помощь. К тому же вместе с Юлией Борисовой в спектакле в ролях ее детей (в воспоминании, когда те были маленькими) на сцену вышли не только вчерашние студенты, но и настоящие правнуки Юлии Борисовой Мария и Андрей Борисовы примерно пяти-шести лет от роду.
Последние обсуждения