Служебный роман на Олимпиаде: финал сериала «Игры» о любви, спорте и КГБ

Служебный роман на Олимпиаде: финал сериала «Игры» о любви, спорте и КГБ

На этой неделе заканчивается показ сериала «Игры» об Олимпиаде в Москве. Над проектом работала команда «Нулевого пациента» (режиссер-постановщик — Евгений Стычкин). О том, почему стоит смотреть этот многосюжетный документ советской эпохи 1980-х, — в материале РИА Новости.
Для советских людей Олимпийские игры в Москве в 1980 году были чем-то невероятным, ярким, волшебным, прекрасным, словно распахнулась дверь в какую-то новую вселенную. «О спорт, ты мир!» — эти слова звучали далеко не праздно. И до сих пор воспоминания о тех летних днях для очень многих наших соотечественников связаны с молодостью и присущим ей весельем, удивительными встречами и слезами от песни об улетающем ласковом Мише.Сериал Евгения Стычкина «Игры» именно об этом — о времени, надежде и в том числе любви. «Игры» — словно иллюстрация из книги или фотография почти полувековой давности — четкая, но слегка потертая.
Режиссер аккуратно воссоздает атмосферу СССР второй половины 70-х: вовсю идет подготовка к Олимпийским играм, но ключевые исторические события становятся как бы декорацией этого многофигурного полотна. В нем бытовое переплетается с историческим, личное — с общественным, трагичное — со смешным.

Главный герой Игорь Зорин в исполнении Григория Верника — в меру циничный, в меру инфантильный, в меру хваткий. Нехотя, под давлением отца — директора продуктовой базы — он цепляется за карьерную удачу: получает место в оргкомитете Олимпийских игр. При этом полон юношеских надежд и абсолютно детского романтизма. Его отношения с начальницей начинаются со вражды и доходят до страсти, преданности, любви.
Жанр «Игр» определить достаточно сложно: здесь, помимо романа и драмы, и социальная сатира, и мягкий юмор, и заигрывание с историей. Тот же Брежнев (блестящая работа Юрия Стоянова) выглядит не столько портретом с натуры, сколько как возникший на экране герой анекдотов, которые, кстати, раскрывали образ «дорогого Леонида Ильича» с большой теплотой. Немного усталый, не слишком здоровый, но вполне наделенный юмором человек гордится тем, что Москва принимает Олимпиаду, всерьез — и весьма амбициозно — намерен показать миру, на что способны советские люди.

Фактически производственная история погружает зрителя в закулисье подготовки одного из главных мировых спортивных событий конца прошлого века.
Конечно, есть некоторый перевес старой гвардии — Стоянов, Игорь Костолевский, Игорь Гордин и сам Евгений Стычкин играют на класс выше молодых артистов (Григорий Верник и Мария Карпова). Тем интереснее наблюдать за второстепенными персонажами и несколькими сюжетными линиями, которые периодически переплетаются.
Сериал изобилует четкими приметами времени. Вот Высоцкий как символ поколения и его песни как своеобразный пароль для своих и понимающих. И тут же его похороны в олимпийской Москве — событие, всколыхнувшее весь город и показавшее, что Владимир Семенович значил для современников. Вот скрупулезная подготовка официальных церемоний Игр, включая того самого улетающего на шариках Мишку (вызывавшего неподдельный интерес самого Брежнева).

При этом какие-то вещи сделаны нарочито типово — тут и встроенные истории о «невидимой руке КГБ», и интерес американцев к тому, что и как происходит в СССР. Все это, конечно, штампы, но сериал отнюдь не портят. Скорее служат своеобразной приправой к истории, которую мы смотрим не столько ради сюжета, сколько ради атмосферы тех времен.
Команда сериала создает своеобразный мемориальный комплекс эпохи — из впечатлений, иллюзий и мифов. И строит свой собственный легендариум, не очерняя прошлое и не заполняя экран слезоточивой ностальгией. Больше всего «Игры» напоминают кинематограф 1970-х — еще не полностью метафоричный, но уже наполненный неоднозначными образами. И все это позволяет провести параллели между настоящим и событиями прошлого: порой наивными, порой забавными, но безусловно яркими.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>