Эксперты из Государственного Эрмитажа на словах подтвердили: хранящаяся в Ирбите картина «Положение во гроб» принадлежит кисти Питера Рубенса, рассказал «РГ» директор Ирбитского музея изобразительных искусств Валерий Карпов.
— Все предельно просто, — поясняет Валерий Карпов. — В 1976 году Эрмитаж передал нам около 90 вещей: десять из них — живопись, остальное — графика. Предметы были из так называемого фонда «Б», где хранятся картины, которые не считаются оригиналами или находятся в плохом состоянии. Графика вся была подлинной, живопись передавали как копии. Во время реставрации и исследования мы стали предполагать, что часть картин — подлинники.
В 1976 году Эрмитаж передал музею в Ирбите около 90 работ: десять из них — живопись, остальное — графика
«Положение во гроб» исследовали в лаборатории УрФУ. Ученые подтвердили: это бесспорно фламандская школа XVII века, но однозначный ответ по личности живописца дать не смогли — в университете нет оборудования, которое позволило бы провести сложные анализы. Картину отвезли в Государственный Эрмитаж. Там сделали послойную рентгенографию, увидели слой рисунка на грунте, провели исследования по некоторым пигментам и убедились: автор — Рубенс, рассказывает Валерий Карпов.
Теперь в коллекции Ирбитского музея уже две картины кисти мастера. Подлинность другого полотна — «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» — установили шесть лет назад. Картина пришла в музей с той же партией произведений искусств из Эрмитажа в 1976 году. Валерий Карпов с самого начала был убежден, что копия не может быть выполнена столь мастерски, и предположил, что это подлинник. Для подтверждения требовалось отреставрировать картину, сделать это удалось лишь в 2012 году. Тогда же эксперты Государственного научно-исследовательского института реставрации подтвердили предположение. Картина вернулась в Ирбит.
Кстати, первой оригинальной картиной из партии петербургских даров оказалась работа Антониса ван Дейка — «Портрет инфанты Изабеллы Клары Евгении, эрцгерцогини и правительницы Нидерландов» — ее подлинность подтвердили в начале 1990-х. Недавно в экспозицию музея вернули картину «Спящий амур» — с большой долей вероятности ее автором является итальянский живописец Гвидо Рени, но пока это под вопросом. Кроме того, в запасниках Ирбитского музея лежит полотно «Портрет старого раввина», которую тогда же, в 70-е годы прошлого века, Эрмитаж передал как копию с Рембрандта.
— У нас есть подозрения, что автором может быть сам Рембрандт или хотя бы его окружение или школа, — говорит Валерий Карпов. — Но картина находится в очень сложном состоянии: в XVIII веке кто-то покрыл ее бакелитовым лаком, который уничтожает живопись, и этот процесс продолжается до сих пор. Это гибель для картины. Она стоит у нас в полуреставрированном виде, мы сделали, что смогли. Видимо, придется везти ее в Москву, чтобы там попытались законсервировать процесс разрушения или сделать что-то еще.
Официальное заключение по картине Рубенса «Положение во гроб» Ирбитский музей изобразительных искусств получит позже. Валерий Карпов надеется, что это произойдет в конце лета. Тогда же сотрудники музея презентуют ценный экспонат общественности и вернут его в экспозицию. Пока же полотно XVII века хранится в запасниках музея.
Комментарий
Сергей Сазонов, заместитель директора по научной работе музея-заповедника «Ростовский Кремль»:
Мне кажется, такого рода открытия еще будут. Для такого оптимизма дает повод появление Государственного каталога музейного фонда России. Это несомненное достижение министерства культуры, про которое общественность мало знает. А это целая революция в музейном деле и деле сохранения нашего наследия. Как это связано с находкой в Ирбите?
Если фонды музея в Ирбите будут занесены в Государственный каталог, то исследователь или просто любопытный человек может посмотреть картины, сравнить варианты изображений, задуматься, копии ли это или оригиналы… Нужны общие усилия по исследованию тех богатств, которые есть в музеях. Второй момент. Наш опыт — опыт музея-заповедника «Ростовский Кремль» — еще раз показывает, что музеям необходимы несколько крупных исследовательских центров, хорошо технологически оснащенных.
Не один на всю страну, а несколько, чтобы у них была конкуренция, чтобы они использовали разные методики, чтобы они это обсуждали друг с другом, критиковали друг друга… В эти несколько центров стоит вложить деньги. Даже государственные деньги. Сейчас на мировом рынке искусства столько подделок и столько неопределенных вещей, которые сулят счастливые находки, как в Ирбите. Я думаю, что вложение денег в исследования окупит себя.
Последние обсуждения